Участники общего собрания сотрудников института онкологии, а также кафедры онкологии, гематологии и радиотерапии государственного университета медицины и фармации осудили инициативу депутатов парламента о передаче сферы онкологии аккредитованным частным клиникам. Онкологи, пытаясь не допустить подобных изменений, обратились с открытым письмом к спикеру парламента, премьер-министру и министру здравоохранения. Они просят помочь не только сохранить, но и модернизировать онкоинститут, укрепить централизованный государственный контроль над службой оказания лечебной помощи онкобольным, как это делается во многих странах мира. Об этом «Молдавским ведомостям» рассказали ведущие онкологи республики.
Мирча Софрони, профессор, доктор хабилитат медицинских наук, руководитель научной лаборатории онкогинекологии института онкологии:
«В бедной стране онкологию должно опекать государство»
— Онкология – одна из сложных и дорогостоящих отраслей медицины, поэтому о пациентах в первую очередь должно заботиться государство: рак — это социальная болезнь.
Я никогда не был против платной, частной медицины, но Молдова — одна из самых бедных стран Европы. Нет смысла разрешать частным клиникам в полной мере лечить онкологию. Она должна быть под государственной опекой, онкобольные должны лечиться в специализированном медицинском учреждении, где в каждом частном случае работает консилиум онкологов: хирург, химиотерапевт и радиотерапевт, где больных ставят на диспансерный учет и регулярно обследуют.
К сожалению, большинство онкобольных обращается к нам за помощью на поздних стадиях, когда шансы на выздоровления минимальны. Правительство обязано развивать скрининговые программы, приобретать современную аппаратуру для диагностики и лечения, препараты для химиотерапии. Стоимость лечения химиопрепаратами высока, такие затраты смогут позволить себе в частных клиниках лишь немногие обеспеченные люди, а большинство больных в онкоинституте будет вынуждено принимать те препараты, которые будут в наличии. Так что надо создать приемлемые условия в единственном в республике специализированном институте онкологии.
Василий Жовмир, профессор, доктор хабилитат медицинских наук, хирург-маммолог:
«Остро нужны хотя бы три компьютерных томографа и два аппарата магнитного резонанса»
— Уже 13-й год в стране нет национальной программы борьбы с раком. А тем временем приватные клиники заключают договора с национальной кассой медицинского страхования, и государственные деньги идут в частный сектор. При этом НКМС у нас — монополист. А ведь в европейских странах страховых компаний несколько, больной может выбирать.
Почему у нас так много частных клиник? Потому что главная цель – прибыль. И вот очередная инициатива. Она приведет к децентрализации онкологической службы. Частники будут стремиться окупить расходы, пациенту придется платить за лечение большие деньги.
Признаю, что в аккредитованных частных клиниках работают и консультируют хорошо оплачиваемые специалисты, есть современная аппаратура, наличие опухоли, её предрасположенность к метастазам определяется с помощью компьютерной томографии, магнитного резонанса. Таких аппаратов в институте онкологии, к сожалению, нет. И вина в этом не наша. Главная проблема института – необходимость модернизации, обновления радиологического, диагностического оборудования и аппаратуры для проведения цитологических, морфологических исследований и биопсии.
Такой глобальный республиканский центр онкологии, как наш, остро нуждается в приобретении хотя бы трех современных компьютерных томографов и двух аппаратов магнитного резонанса. Государство именно об этом должно побеспокоиться, а не решать с помощью парламента вопрос о переводе онкологической службы в частные лечебные учреждения, где практически невозможен контроль над результатами лечения.
Анна Донская, доктор хабилитат медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела гастропульмонологии, хирург-гастролог:
«От пациентов с метастазами на поздних стадиях рака частные клиники отказываются»
— У пациента есть право выбирать клинику и доктора. Но у него есть ещё и право на здоровье и жизнь, которое могут отобрать, пытаясь разделить онкологию между частными и государственными лечебными заведениями.
При всём моём уважении к коллегам в частных клиниках ответственно заявляю: обслуживать людей только на коммерческой основе в онкологии невозможно. Если мы хотим, чтобы онкобольные получали квалифицированную медицинскую помощь, госструктуры должны оказывать поддержку. И неважно, где будут лечить: в частных клиниках или в онкоинституте.
К сожалению сегодня онкоинститут не всегда способен оказывать помощь на уровне европейских стандартов. Хотя считаю, что новая аппаратура в первую очередь должна идти в институт онкологии, а частные клиники вполне могут стать нашими партнерами в диагностике и реабилитации. 
Подчеркну и то, что большинство онкологических болезней требуют комбинированного лечения, в котором участвует консилиум врачей разных направленностей – хирург, химиотерапевт, радиотерапевт. В частных клиниках бывает так, что после успешной онкологической операции больной уходит домой, забывая, что ему надо получать дополнительное лечение. А когда через год либо раньше он возвращается уже в онкоинститут, оказывается, что уже поздно.
В ряде европейских стран онкологией занимаются частные клиники, но всё равно за общий лечебный процесс отвечает государство. Ничего не имею против того, чтобы частные клиники оказывали диагностическую, реабилитационную помощь, осуществляли бы косметические восстановительные операционные процедуры. Но нельзя забывать, что ни одна такая клиника не имеет специальных условий и онкологов различного профиля.
И еще. К нам ежедневно поступают пациенты с метастазами на поздних стадиях рака. От таких пациентов частные клиники отказываются. Но врачи онкоинститута, выполняя свои врачебные, человеческие обязанности, всегда следуют правилу: не навредить больному, сделать всё, чтобы он получил помощь.
Лидия Гырляну, доктор медицинских наук, руководитель центра скрининга колоректального рака, хирург-проктолог высшей категории:
«Нельзя в одном месте оперировать, а в другом – проходить химиотерапию и радиотерапию»
— В течение последних пяти лет мне довелось наблюдать за онкобольными, которых оперировали в частных клиниках. К нам они приходят для дополнительного прохождения курсов на втором, третьем, четвертом этапах лечения. Но иногда мы видим, что такие пациенты, где-то пропадают и появляются в онкоинституте с большим опозданием. Если онкологию полностью передать в частные клиники, будут страдать, прежде всего, пациенты. Не будем забывать, что онкоинститут – еще и база для подготовки студентов, будущих онкологов и клинических ординаторов медуниверситета, практикующих врачей республики и зарубежья.
В Румынии — в Бухаресте, Клуж-Напоке, Яссах – работают институты онкологии на государственном уровне. Нельзя допустить, чтобы в одном лечебном учреждении пациенты оперировались, а в других проходили химиотерапию и радиотерапию. Онкобольного важно наблюдать в динамике, чтобы ничего не упустить. Вот почему закрыть единственный в республике институт онкологии и передать онкологию в частные клиники — шаг неверный.
От государства мы ждем содействия в приобретении новой аппаратуры и современных препаратов. Чтобы создать авторитетный онкоинститут с высоким рейтингом и сложившейся системой поддержки ведущих институтов России и Румынии, понадобились десятилетия. А разрушить все можно легко и быстро одним росчерком пера чиновников. Отдавать онкологию частным клиникам — большая ошибка. Восстановить онкоинститут будет трудно.
Николай Пынзару, доктор медицинских наук, врач онколог высшей категории, председатель профсоюзного комитета работников института онкологии:
«Если частные клиники берутся за лечение онкобольных — они обязаны гарантировать им на всех этапах комплексное лечение»
— Частный бизнес в системе здравоохранения занял свою нишу, число приватных клиник выросло в разы, у многих хороший уровень оснащенности. Высококвалифицированные онкологи проводят в частных клиниках вполне успешные операции, но в случае рецидива, метастаз направляют пациентов в институт онкологии. И мы всегда больного берем под свое крыло.
Если частные клиники берутся за лечение онкобольных — они обязаны гарантировать им на всех этапах комплексное лечение. Пока что структура государственно-частного партнерства в системе онкологии только формируется. Она не готова к качественным медицинским услугам. Рано отказываться от государственной системы на стационарном и амбулаторном уровне.
Источник: vedomosti.md