Крупнейшие частные клиники растут благодаря ОМС
Выручка крупнейшей сети частных клиник «Медси» за II квартал 2019 г. увеличилась в годовом сопоставлении более чем на треть и достигла 5,5 млрд руб., сказано в презентации для инвесторов АФК «Система», которой принадлежит «Медси». Это следствие значительного роста стационарной помощи людям с полисами обязательного медицинского страхования (ОМС), пишет АФК.
Рост составил 70% в годовом сопоставлении, уточнила директор по коммерческой деятельности и маркетингу «Медси» Анна Канунникова и сообщила, что самым востребованным у пациентов с полисом ОМС стало лечение раковых заболеваний: онкохирургия, химиотерапия и онкогематология.
Доля услуг в «Медси», оказанных по тарифам ОМС, выросла с 17,1% в первом полугодии 2018 г. до 25,6% в первом полугодии 2019 г., продолжает Канунникова, а еще в 2015 г. доля ОМС в выручке группы не превышала 1%.
Выручка сети за первое полугодие 2019 г. достигла 10,7 млрд руб. (+40,4% в годовом сопоставлении), по данным «Системы».
Ближайший конкурент «Медси» – сеть клиник «Мать и дитя» Марка Курцера также значительно увеличила долю услуг, оказанных по полису ОМС, большая их часть – экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), рассказал представитель медицинской компании. За первое полугодие 2019 г. более половины ЭКО в «Мать и дитя» оплачено из Фонда ОМС – рост в годовом сопоставлении составил 17%, сообщил он.
Представитель группы EMC, самой дорогой частной медицинской сети в стране, сообщил «Ведомостям», что доля услуг, оказанных по полису ОМС, выросла с 12% в 2017 г. до 16% в 2018 г., преимущественно это лучевая терапия и другие виды лечения злокачественных заболеваний.
До кризиса 2014 г. частные клиники получали основной доход от пациентов с полисами добровольного медицинского страхования (ДМС), рассказывали в 2016 г. «Ведомостям» крупнейшие сети, но после введения санкций против России, девальвации рубля и падения доходов населения рынок ДМС сократился. Частные клиники начали активно выходить на рынок ОМС. Если в 2013 г. коммерческих медицинских организаций в системе ОМС работало 618, или 7% от общего числа, по данным Фонда ОМС, то в 2018 г. – 3013, или более трети. Представитель Минздрава не ответил на запрос «Ведомостей», сколько коммерческих медицинских организаций работало в ОМС в первом полугодии 2019 г.
Частным клиникам становится все сложнее конкурировать за «платных» пациентов, говорит Владимир Гераскин из PwC в России, а работа в ОМС позволяет расширить круг пациентов: государство увеличивает число высокотехнологичных медицинских услуг, финансируемых из средств ОМС.
В медицинских компаниях констатируют снижение доли пациентов с полисами ДМС. В структуре выручки «Медси», по ее данным, в первом полугодии 2019 г. доля пациентов с полисами ДМС сократилась в годовом сопоставлении на 4 процентных пункта до 44%, а в 2015 г. доля была 62%. Качество первичной медицинской помощи в государственных учреждениях постоянно улучшается, серьезных стимулов для компаний, страхующих сотрудников по программам ДМС, нет, так что рассчитывать на существенный рост сегмента ДМС не приходится, рассуждает Гераскин. Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк связывает падение рынка с нехваткой денег у населения: бурный рост медицинского страхового рынка закончился, дальше он если и не будет падать, то рост составит 1–5%.
Теперь частные клиники намерены пойти еще дальше: их задача – попасть в Федеральный перечень медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, финансируемую из средств федерального бюджета (не покрывается ОМС). Пока в перечне 132 медицинских учреждения – и все государственные, согласно приказу Минздрава.
Заявки на попадание в перечень уже подали «Медси», ГК «Мать и дитя» и EMC, они ожидают ответа Минздрава, рассказали их представители.
Представитель Минздрава подтвердил, что крупнейшие частные медицинские компании, среди которых «Медси», «Мать и дитя» и EMC, подали заявки на включение в федеральный перечень. Министерство создало рабочую группу, которая в ближайшее время оценит соответствие этих организаций критериям отбора и примет решение, пообещал он.
Ведомости, 3 сентября 2019 г.