Роспотребнадзор в докладе «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2024 году» привел данные, касающиеся оказания медуслуг в клиниках. Так, в 2024 году регулятор направил свыше 125 тысяч обращений юрлицам и ИП, из которых более 1 тысячи пришлись на медуслуги. Кроме того, ведомство продолжило работу, направленную на минимизацию нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании платных медуслуг. Так, суммарное число профилактических мероприятий в отношении клиник в прошлом году превысило 6 тысяч, что почти на 13% больше, чем в 2023 году. В их числе – информирование контролируемых лиц (1,5 тысячи), консультирование (2,5 тысячи), предостережения (1 тысяча), профилактические визиты (1 тысяча), самообследование (94).
Кроме того, в Роспотребнадзор поступило 12 тысяч обращений по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания медуслуг. Показатель, согласно отчету, уменьшился на 0,5% по сравнению с 2023 годом. Доля обращений, поступивших непосредственно от граждан, превысила 76%.Также анализ продемонстрировал, что в ходе организованной регулятором с 18 по 29 ноября «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей при оказании платных медицинских и физкультурно-оздоровительных услуг, наиболее популярными оказались вопросы о несоблюдении условий тематических договоров, стоимости таких услуг. Пользователи обращались в единый консультационный центр Роспотребнадзора по вопросам изменения сроков предоставления медуслуг, обязанностей и ответственности исполнителя, заказчика и получателя услуги, порядка оплаты, сведений о лицензии на осуществление меддеятельности и другим.
Согласно документу, в 2024 году в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и страховые медорганизации поступило почти 4,8 млн обращений, что на 6,6% меньше, чем в 2023-м. Жалобы в общей структуре обращений составили всего 1% (или почти 47 тысяч), причем обоснованными признаны 0,7%. Для сравнения: в 2023 году таких заявлений было чуть больше 42 тысяч, или 0,8% от общего числа, из которых 0,5% признаны обоснованными.
Также в документе приведено разъяснение, касающееся требования клиник сообщать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) при оказании платных медуслуг. Позиция Минздрава зафиксирована в тематическом письме от января 2024 года, о котором говорится в докладе. Ведомство считает такое требование избыточным. Кроме того, медорганизация не может отказывать потребителю в оказании услуг в связи с отказом предоставить персональные данные. СНИЛС не входит в перечень обязательных документов и может быть предоставлен гражданином по своему усмотрению.
Вопросы, связанные с санитарным надзором, составили почти 11% (около 40 тысяч) от общего числа в 600 тысяч обращений в единый консультационный центр регулятора, еще 7,6% пришлись на вопросы о платных услугах, включая медицинские, а 3,1% – на эпидемиологический надзор.
В апреле 2025 года президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, закрепляющий в ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей» пункт о недопустимости навязывания услуг, а также запрет на скрытые покупки, в том числе в сфере здравоохранения. Оказание допуслуг за отдельную плату, согласно документу, должно осуществляться только с письменного согласия потребителя.
Ранее, в январе того же года, Госдума приняла в первом чтении законопроект, предлагающий ужесточить санкции за воспрепятствование проведению надзорных мероприятий, в том числе в клиниках.
Роспотребнадзор