На пленарном заседании 9 июля Госдума одобрила отчет об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС. При этом председателю фонда Илье Баланину пришлось отвечать на неудобные вопросы. В основном они касались недофинансирования территориальных программ, назначения специальных социальных выплат и целесообразности работы коммерческих страховых компаний. «МВ» выбрал главное из выступлений.
Вчера на пленарном заседании Госдумы одобрили отчет об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС (ФОМС) за 2024 год. В основном депутатов интересовали финансовые вопросы, тарифная политика и эффективность распределения средств.
Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Каплан Панеш обратил внимание на проблему с наполнением территориальных программ ОМС, которые финансируются за счет средств субъектов. По его словам, дефицит терпрограмм в ряде регионов сохраняется из года в год и в некоторых субъектах достигает 50% от потребности.
«Регионы в растерянности и не знают, как их принимать с таким дефицитом, поэтому тянут с принятием местных программ. В текущем году три региона приняли терпрограмму ОМС только в марте, когда, по сути, уже два месяца должны были работать и обеспечивать граждан медицинской помощью по новой терпрограмме. Эти проблемы нужно решать комплексно с правительством, фондом и регионами», — подчеркнул депутат.
Проблема с наполнением терпрограмм из региональных бюджетов влияет на всю систему здравоохранения, на качество и доступность оказания медицинской помощи, зарплаты медработников и лекарственное обеспечение граждан, подчеркнула член Комитета Госдумы по охране здоровья Тамара Фролова. Она попросила уточнить, что Минздрав и ФОМС планируют делать и в этом направлении.
Глава ФОМС Илья Баланин ответил, что к концу года за счет средств ОМС все территориальные программы всех субъектов, как правило, сбалансированы. Но по ряду регионов существует такая проблема, признал он. «Надо поставить задачу на 2026 год изначально при планировании территориальных программ, чтобы с точки зрения обязательств субъектов те программы, которые принимаются, были бездефицитными. Мы готовы полностью здесь помогать. Но, к сожалению, средства фонда ОМС на выполнение обязательств субъектов направлять нельзя», — пояснил Баланин.
Зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный попросил прокомментировать вопрос специальных социальных выплат (ССВ) для работников «скорой помощи». По итогам прошлого года на счетах ФОМС осталось почти 338 млрд руб. переходящих остатков, до сих пор эти средства не использованы. Куринный попросил пояснить, почему их отказываются направить на ССВ для «скоропомощников», при том что цена вопроса — 7-8 млрд руб.
По словам Баланина, остатки средств на счетах направляются на покрытие дефицита ФОМС за следующий год и предназначены на оплату медпомощи. «Лишние» деньги появляются из-за того, что помощь, оказанная в федеральных медорганизациях (ФМО) в декабре, оплачивается в следующем месяце.
Депутат Василина Кулиева попросила пояснить, почему в 2024 году средства, зарезервированные на стимулирующие выплаты медработникам за выявление онкозаболеваний в ходе диспансеризации и профосмотров, не использованы, несмотря на рост количества выявленных онкозаболеваний. Глава ФОМС не дал четкого ответа на этот вопрос. Он сказал, что надеется на повышение эффективности использования этой выплаты в текущем году.
В выступлениях от фракций депутат Николай Осадчий напомнил, что КПРФ принципиально выступает за иную модель здравоохранения и централизованное государственно-бюджетное финансирование системы. По его словам, хорошо, что в расходах ФОМС предусмотрены ССВ медработникам, оплата родового сертификата и другие нужные статьи и при этом происходит уменьшение дефицита бюджета фонда. Но вопрос с реальным повышением зарплат медработникам до сих пор не решен и они продолжают уходить из государственных медицинских организаций в частные. Вызывает вопросы, насколько все-таки оправданно накопление к концу года остатка в размере 338 млрд руб., которые могли бы быть направлены на решение актуальных проблем системы здравоохранения.
Он отметил, что бюджет ФОМС — самая крупная часть всех финансов здравоохранения. Однако объем финансирования отрасли из всех источников не превышает 3,5% ВВП, что намного меньше реальных потребностей. Без увеличения расходов не удастся преодолеть катастрофические процессы в области демографии, считает Осадчий.
Как заявил депутат Федот Тумусов, среди положительных моментов в работе Фонда ОМС можно выделить увеличение расходов на профилактику и реабилитацию, но они все равно недостаточны и не отвечают потребностям времени. У парламентариев много вопросов и к методике формирования тарифов на оказание медицинской помощи, которые устанавливаются исходя из суммы выделяемого бюджета.
«Мы считаем, что это неправильно. Методика должна учитывать структуру себестоимости услуг, а они по регионам и медицинским учреждениям самые разные. Нас не может не беспокоить методика распределения субвенций между субъектом и Федерацией. Создается устойчивое представление, что некоторые регионы, например Приморский и Хабаровский края, несправедливо обделены. Так, в Хабаровском крае в расчете на душу населения выделяется в два раза меньше государственных средств по сравнению с другими субъектами. К нам почти каждый день обращаются по вопросам оказания высокотехнологической медицинской помощи», — сообщил Тумусов.
Он напомнил, что фракция «Справедливая Россия за правду» придерживается позиции, что система финансирования здравоохранения страны должна перейти на бюджетно-сметную систему и отказаться от коммерческих страховых компаний. Только тогда появится возможность исправления перекосов в заработной плате медработников и начнется реальное внедрение единой отраслевой системы оплаты труда.
Депутат фракции «Новые люди» Ярослав Самылин обратил внимание на тревожную тенденцию снижения доли бюджетных расходов на социальную политику и здравоохранение в процентах от ВВП. В частности, расходы на здравоохранение в 2020 году составляли 4,6%, а планируемый показатель на 2027 год — 3,4%. Правда, расходы растут в абсолютных цифрах. «Но в доле ВВП снижение больше чем на процент. Если мы начинаем на здравоохранение, социальную политику тратить меньше, то мы начинаем терять доверие людей. На наш взгляд, это нужно пересматривать и менять», — отметил он.
Как подчеркнул глава Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов, исполнение бюджета ФОМС достаточно понятное. Вопросы есть только по выплатам за выявление онкозаболеваний, возможно, стоит рассмотреть вопрос об их увеличении, и о дефиците терпрограмм — он должен решаться комплексно. «Понятно, что в регионе, в которым развита промышленность, более молодое население, высокие зарплаты, территориальный фонд ОМС будет больше наполняться и тарифы будут выше.... При этом потребность больше в том регионе, где больше доля пожилого населения. Возникает замкнутый круг. Наверное, все-таки стоит вносить изменения в методику», — отметил он.
По данным Счетной палаты, тарифная политика в системе ОМС должна стать более прозрачной. Для этого к формированию тарифов на оказание медицинской помощи могут подключить Федеральную антимонопольную службу. Хуже всего сбалансированы расценки на оплату первичной медпомощи — их утверждают тарифные комиссии регионов и часто по остаточному принципу. То есть фактически субъекты используют первичное звено как буфер для компенсации дефицита средств в системе ОМС, писал «МВ».
МВ