Дефицит кадров стал одним из наиболее актуальных вызовов для бизнеса, и эксперты полагают, что в ближайшем будущем ситуация не улучшится. Недостаточные инвестиции в стратегию привлечения и удержания кадров, как и неготовность пересматривать отношение к персоналу, могут обойтись компании очень дорого.

В число ключевых инструментов, применяемых работодателями для повышения лояльности персонала, входит медицинская страховка. Программа ДМС существенно расширяет возможности сотрудников в части заботы о своем физическом и ментальном здоровье, а иногда и о здоровье близких. Более здоровые и не подверженные стрессу сотрудники реже отпрашиваются к врачу или берут больничный, эффективнее работают.

Хорошо подобранное покрытие медицинской страховки и грамотное планирование затрат с избытком компенсируются экономией на других статьях бюджета. Так, низкий уровень текучести кадров позволяет сократить расходы на наем и обучение новых сотрудников, а в отдельных случаях — и на программах мотивации.

Внедрение корпоративной программы ДМС позволяет вести мониторинг состояния здоровья персонала, создать «паспорт здоровья компании» и оперативно реагировать на негативные тренды.

Еще одна выгода от ДМС — сокращение расходов на оплату больничных листов: широкое покрытие по полису дает возможность вести профилактику и снижать уровень заболеваемости сотрудников. Также это возможность снизить налоговую нагрузку: расходы на страхование (не более шести процентов от фонда оплаты труда) принимаются к учету и снижают налогооблагаемую базу.

Хорошо подобранное покрытие медстраховки с избытком компенсируется экономией на других статьях бюджета

Существует расхождение между объемом покрытия в договоре страхования между клиентом и страховщиком и договоре между страховщиком и клиникой. Разница в объеме, а также формулировки процесса согласования влияют на доступность услуг и комфорт застрахованных при обращении.

Сервисная составляющая работы страховой компании предопределяет общее впечатление сотрудника о страховщике. Играют роль скорость дозвонов на пульт, возможность прямого обращения в клинику, объем услуг без согласований, скорость получения гарантийных писем и процент отказов по ним, разбор причин отказов, индивидуальная работа со сложными и комплексными кейсами.

Чтобы программа ДМС была эффективной, необходимо не только взвешенно подойти к выбору страховой компании и наполнения договора, но и подумать над созданием системы управления здоровьем — с психологической поддержкой, контролем питания, спорта, ЗОЖ и прочих моментов. Система будет эффективна, если провайдеры будут взаимодействовать в условиях постоянного информационного обмена в рамках единого IT-решения. Это позволит оказывать сотрудникам адресную помощь.

Важным элементом системы управления здоровьем является программа бенефитов, мотивирующих людей следовать рекомендациям врачей. Это может быть, например, кешбэк деньгами.

Результаты внедрения ДМС и системы управления здоровьем дадут видимый результат по прошествии времени, через год или более. Поэтому целесообразно двигаться последовательно. На первом этапе — получить максимум от медстрахования и поработать над бюджетом, чтобы сэкономленные деньги пошли на развитие программы оздоровления. Далее перейти к автоматизации процессов и внедрению единой платформы управления потоками информации, настройке широкой аналитики и подхода data-driven. На третьем этапе стоит подключить профильные организации, чтобы группы застрахованных и отдельные сотрудники могли следовать намеченному «маршруту здоровья».

По нашим данным, средняя стоимость ДМС в пересчете на одного работника при наличии коллектива в Москве составляет около 35 тысяч рублей в год. Нижняя планка — около 10 тысяч, а верхней фактически нет. Стоимость пакета определяется индивидуально и зависит от множества факторов.

Каждый работодатель сам определяет, какие услуги будут получать его сотрудники

Затраты на ДМС в пересчете на сотрудника зависят от числа застрахованных в коллективах до двух тысяч человек, дальше зависимость сильно снижается, то есть разница между расходами на страхование одного сотрудника в компаниях со штатом в 100 и 800 человек будет заметнее, чем в компаниях, где работают две и четыре тысячи.

На стоимость договора влияют объем покрытия, наполнение программы, ценовой уровень клиник, географическая разбивка, вид деятельности предприятия и другие аспекты. При этом страховщики прогнозируют так называемую обращаемость (долю сотрудников, которая обратится за медицинской помощью) и распределение (в какие клиники). Зная средний чек, страховая компания может предположить совокупный уровень выплат по договору страхования в новом периоде. К этой величине применяются поправочные коэффициенты на рост стоимости медуслуг, изменение структуры потребления, оптимизация затрат на операционные процессы и прочие факторы.

Каждый работодатель сам определяет, какие услуги будут получать его сотрудники, исходя из специфики работы компании и потребностей персонала. Помимо стандартных услуг (амбулаторное обслуживание, лабораторные исследования, вызов врача на дом) в пакет могут включать стационарное лечение, проведение операций, психологическую помощь, стоматологические услуги, лечение онкозаболеваний или услуги скорой помощи.

Перед заключением договора ДМС необходимо тщательно оценить предлагаемые условия и сопоставить их с возможностями компании — это позволит избежать рисков и переплат.



Российская газета