Минздрав наделен полномочием по утверждению особого порядка применения клинических рекомендаций. Поставлена точка в споре о том, станут ли эти документы обязательными для исполнения.

Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ст.5 Федерального закона «О биологической безопасности в Российской Федерации». Поправки наделяют Минздрав полномочием по утверждению особого порядка применения клинических рекомендаций (КР), следует из документа (доступен на «МВ»).

Госдума приняла правительственный законопроект о наделении Минздрава полномочиями устанавливать специальный порядок применения КР в начале июля, писал «МВ». Теперь ведомство будет не только устанавливать порядок и сроки разработки и пересмотра этих документов, требования к составу и научной обоснованности включаемой в них информации, но и сможет определять порядок применения клинрекомендаций.

С 1 января 2025 года все медучреждения и врачи России обязаны оказывать медицинскую помощь на основе КР. Клинические рекомендации — это документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Таким образом предполагалось гарантировать гражданам единые стандарты качества диагностики и лечения. В то же время руководители клиник неоднократно настаивали на том, что региональные медучреждения не в состоянии выполнить эти требования на фоне дефицита бюджетов и медперсонала. Они также отмечали, что клинреки нельзя использовать при проверках.

В разосланном в середине января в профессиональные объединения проекте порядка применения КР говорилось, что при оказании медицинской помощи лечащий врач «самостоятельно выбирает тактику диагностики и лечения в зависимости от особенностей заболевания и состояния пациента, в том числе основываясь на клинических рекомендациях». Сомнительные вопросы предлагалось решать через консилиум. При отсутствии в медорганизации возможностей для оказания необходимой помощи пациента должны перенаправить в другое учреждение системы ОМС, в том числе другого субъекта, или организовать ее с помощью телемедицинских технологий. Аналогичный алгоритм следует использовать при отсутствии у клиники лицензии на определенный вид услуг.

В конце марта заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава Валерия Гульшина подтвердила, что клинреки не обладают статусом нормативно-правового акта и не могут использоваться в контрольной деятельности, а практика их применения не влечет административной или уголовной ответственности. Эту позицию неоднократно критиковали пациентские и страховые сообщества. По их оценкам, в этом случае вырастет количество обращений пациентов в правоохранительные органы, и тогда ни о какой «декриминализации врачебной деятельности не может быть и речи».

Поправками в ст.5 Федерального закона «О биологической безопасности в Российской Федерации» объединяются реестр продукции (товаров), необходимой для обеспечения биологической безопасности населения и организации оказания медицинской помощи, и реестр организаций, имеющих резерв мощностей для производства такой продукции. Порядок формирования и ведения объединенного реестра будет определен правительством.



МВ