Последние тенденции развития глобальной экономики показывают, что всё больше компаний, которые работают на местных рынках, и компаний, считающихся транснациональными корпорациями и работающих на мировых рынках, активно внедряют в своей деятельности стандарты «корпоративной социальной ответственности», или социальной ответственности бизнеса.
В западных странах связь между бизнесом и его социальной ответственностью была создана самим социумом, в России же эти два понятия начали связывать друг с другом по инициативе крупных отечественных компаний.
В чем заключается социальная ответственность бизнеса? Помимо того, что каждый предприниматель полностью отвечает за развитие собственного дела, он еще должен способствовать развитию общества, в котором живет.
Для разных стран характерны разные модели социально ответственного бизнеса.
В странах с демократическими традициями и развитым гражданским обществом сложилась устойчивая практика социально ответственного бизнеса (Англия, США, Германия, Скандинавские страны). Основные модели социально ответственного бизнеса: англо-американская, европейская, смешанная, а также модель «бизнес отвечает за все».
В ноябре 2004 г. в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) была одобрена Социальная хартия российского бизнеса, в которой провозглашаются основные принципы ведения бизнеса в условиях экономической и финансовой устойчивости предприятий, обеспечения качества продукции, экологической безопасности, а также участия в развитии местного сообщества.
Этот документ основан на принципах корпоративной социальной ответственности, его принятие имеет позитивный эффект. При этих заметных положительных тенденциях в развитии социальной ответственности предприятий не следует преувеличивать социальную активность российского бизнеса.
С другой стороны, государство тоже не проявляет особой активности, оно пока не определилось, какую часть социальной ответственности должен взять на себя бизнес, а какую — государство. Провозгласив Россию социальным государством (при наличии огромных запасов полезных ископаемых и топливно-энергетических ресурсов), государственная власть пока не нашла эффективных схем развития реального сектора экономики и построения действительно социального государства, не определила в нем место и роль бизнеса
Устойчивое развитие рынка платных медицинских услуг в России сопровождается рядом острых проблем, с которыми сталкивается отрасль. В последние годы доля платных услуг в системе российского здравоохранения неуклонно растет.
Первый более или менее приемлемый законопроект о частной медицине в Российской Федерации был разработан в 1995 году, но законом так и не стал. Мировой опыт свидетельствует, что реформы в здравоохранении могут быть успешными только в том случае, когда в центре этих реформ стоит сам потребитель медицинских услуг, вокруг которого должна выстраиваться вся инфраструктура здравоохранения. Обеспечивающая полное удовлетворение его нужд, потребностей и запросов.
По оценке Минздрава, российское здравоохранение является государственным более чем на 90%. Несмотря на это, на частной медицине лежит большая ответственность. Согласно последним результатам социологических исследований, 35% выпускников медуниверситетов планируют идти в частную систему здравоохранения. 55% — в государственную. Остальные пока не определились с выбором, но это значит, что они также могут предпочесть частный сектор государственному. Увеличение числа частных клиник, приток в них молодых специалистов— все это обуславливает остроту проблемы.
В сознании простого обывателя сложился устойчивый образ частного врача как вымогателя, назначающего избыточные методы исследования с одной только целью – нажиться на пациенте. Поэтому основным направлением деятельности медицинского сообщества должно быть направлено на развенчивание этого образа, который далеко не соответствует действительному положению. Концепция социально ориентированного бизнеса должно стать лейтмотивом развития частной медицины в нашей стране.
За прошедшие годы она выработала в себе положительные черты характера, которые противоположны характеру государственной медицины. Она научилась оказывать высококачественную медицинскую помощь с высоким уровнем сервиса. У коммерческих медицинских центров лучше управляемость, мобильность, они быстрее могут освоить новые технологии, которые появляются достаточно часто, они создают различные программы обслуживания для удобства пациента. Главное — они иначе относятся к пациенту. Частная клиника создается уже ориентированной на потребности человека. Правда, все это не исключает возможности ошибок в управлении. В частной медицине это случается не редко.
Медицинский бизнес предъявляет особые требования к качеству оказываемых услуг. Многие частные компании начинают работать великолепно, используют лучшие технологии, лучшее оборудование, ведут тщательный контроль над процессами, уровень качества в первое время работы соответствует европейскому. Но через пару лет даже частную клинику можно не узнать. Сохранить на протяжении нескольких лет высокий научный и технологический уровень медицинской помощи достаточно сложно, потому что в основном все новые технологии приходят к нам из-за рубежа и стоят чрезвычайно дорого.
Кадровая политика коммерческих медицинских центров должна коренным образом отличаться от того, как процесс подбора персонала и работы с ним поставлен в государственных медицинских учреждениях. Не каждый врач, который работал в государственной больнице, может успешно работать в частной клинике. Поэтому многие частные медицинские центры сами готовят себе специалистов. Для того чтобы вырастить хорошего врача, требуется не один год. Ведущие клиники постоянно инвестируют в квалификацию персонала: приобретаются оборудование, специальная литература, врачей отправляют на международные конгрессы, их учат языку — в основном все новое в медицине сегодня на английском. Естественно, врачам предлагается достойное материальное вознаграждение. Это один из аспектов социально ориентированного бизнеса.
Кроме того, на примере своей сети многопрофильных центров «Клиника № 1» хотел бы показать, как реализуется эта модель в практическом ключе. Начнем с актуального — цен на услуги. Для многих категорий граждан установлен льготный тариф, существует система скидок. Мы заботимся о ветеранах Великой Отечественной войны – наша Акция «Спасибо» — бесплатная диагностика и лечение для них. Кроме того, мы несем за своих пациентов ответственность: прошедших курс лечения, прооперированных больных наблюдаем еще полгода бесплатно. Все врачи клиники являются популизаторами здорового образа жизни. Мы проводим ежегодное мероприятие МЕДЗАБЕГ, приуроченное к Дню медицинского работника., которое носит благотворительный характер: собранные средства перечисляются малоимущим гражданам, детям, нуждающихся в высокотехнологической медицинской помощи, хосписам.
Хотелось бы, что бы такая модель бизнеса в частной медицине становилась нормой. Поэтому создана Ассоциация молодых управленцев в сфере здравоохранения(АМУСЗ). Это площадка, на которой молодые управленцы могут обменяться опытом, получить консультации необходимых специалистов в разных сферах: налоговой, юридической, финансовой. Кроме того, это дискуссионная площадка, где можно обсудить наболевшие вопросы по любой области здравоохранения. Мы – это единомышленники, считающие необходимым пропаганду модели частного медицинского бизнеса как социально ориентированного.
Интересный факт: по данным фонда CAF, 42% опрошенных состоятельных предпринимателей в возрасте до 30 лет сообщили, что как акционеры компаний они считают общественные кампании, направленные на решение важных социальных вопросов, не менее значимыми, чем задачи получения прибыли. С таким утверждением согласились лишь 26% представителей этого социального класса старше 45 лет.
В медицине должен действовать незыблемо принцип: «Интересы пациента важнее всего, они единственно достойны рассмотрения и чтобы больной мог получить пользу от новейших знаний, технологий, необходимо объединить усилия всех составляющих: науки, врачей, мы должны развивать медицину как науку взаимодействия». И этот принцип, когда пациент , его нужды ставятся во главу угла, должен стать основополагающим для частной медицины.
По мнению зарубежных и отечественных экспертов развитие частного здравоохранения является более предпочтительным, чем оказание платных услуг в государственных учреждениях. Совмещение в государственных (муниципальных) медицинских учреждениях оказания бесплатной медицинской помощи и предпринимательской деятельности (оказание платных услуг)не позволяет осуществлять эффективный контроль за целевым использованием бюджетных средств и средств ОМС. Такое совмещение неизбежно порождает предпосылки либо для финансовых нарушений, либо для нарушений прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
Развитие отечественного здравоохранения, направленное на обеспечение всем гражданам доступа к современным медицинским технологиям и лекарственным средствам, требует междисциплинарного подхода и консолидированной деятельности органов государственной власти, представителей практического здравоохранения, научного сообщества, бизнеса, некоммерческих организаций и граждан.
Таким образом, подводя итоги, медицинский проект, клиника, должна представлять собой современное предприятие, сочетающее стратегию получения прибыли и социальную ориентированность, инновации и традиции, талантливых специалистов и их слаженную работу в команде , науку и искусство.
Член генсовета «Деловой России», председатель Ассоциации молодых управленцев в сфере здравоохранения Муслим Муслимов
Источник: proural.info