Монополия зарубежных фармкомпаний лишает Россию доступных лекарств
Недавние действия компании Novartis, официального представителя транснациональной Novartis International AG, до недавнего времени считавшейся законодателем цен на российском рынке противоопухолевых препаратов, едва не привели к дестабилизации фармацевтического рынка, утверждает Агентство национальных новостей (АНН).
В СМИ появилось письмо представителей ООО «Новартис Фарма», адресованное «всем заинтересованным лицам», где авторы сообщили о своем несогласии с начальной (максимальной) ценой противолейкозного препарата «Гливек» (действующее вещество – иматиниб), установленной Минздравом на открытых закупочных торгах. Они заявили, что участие в аукционе фирм, представивших к поставке другие препараты с иматинибом, нарушает права самой Novartis.
Этим заявлением «Новартис Фарма», по мнению АНН, выступила против проведения нормальных рыночных аукционов по закупкам препаратов с иматинибом. Между тем задержки с поступлением в больницы этих лекарств могут стоить жизни сотен, а то и тысяч россиян, нуждающихся в срочном лечении раковых заболеваний.
В прайс-листе «Новартиса» цена упаковки «Гливека» составляет 66 405 руб., а государство готово было готово закупать его по 46 254 руб. Согласившись с условиями открытого аукциона, «Новартис» должна была бы почти на треть снизить цену своего продукта. Учитывая масштаб оплачиваемых из бюджета поставок препарата в онкологические клиники, можно предположить, что честная победа в аукционе стоила бы Novartis несколько миллиардов рублей.
В итоге Novartis решила перейти к агрессивным методам борьбы со своими российскими конкурентами, действующими в интересах Министерства здравоохранения РФ. Так, представители «Новартиса» открыто пишут в своем письме, что они решили продолжить борьбу за деньги российских налогоплательщиков другими средствами – в том числе через «арест и уничтожение контрафактного препарата».
Между тем, судя по тексту письма, «Новартис» относит к контрафактным лекарствам легальную продукцию других производителей, принявших участие в открытых аукционах Минздрава в июле–августе нынешнего года. Таким образом, Novartis хочет полного уничтожения лекарств своих прямых конкурентов, а ведь эти препараты гораздо более доступные для россиян, чем «Гливек».
Тем не менее государство все-таки провело аукцион по закупке препаратов с иматинибом, однако, несмотря на то что все было сделано в полном соответствии с действующим российским законодательством, представители Novartis International AG выразили резкую негативную реакцию относительно позитивных итогов прошедших торгов.
По словам экспертов, подобная реакция Novartis должна быть внимательно изучена членами комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ, который возглавляет бывший министр труда и социального развития Сергей Калашников. Все дело в том, что сейчас в РФ, к сожалению, до сих нет правовых механизмов решения подобных споров. Этим обстоятельством и злоупотребляют иностранные фармацевтические корпорации, которые позволяют себе, прикрываясь долгосрочными патентами, вести фактически монопольную политику в целых отраслях лекарственного рынка. От этого страдают как российские производители, которые не могут изготавливать более дешевые аналоги импортных препаратов, так и покупатели, вынужденные переплачивать огромные деньги за импортные лекарства.
Срок действия патента на «Гливек» истекает весной 2013 года, напоминает агентство. Свой иматиниб могут предложить целый ряд российских производителей, но «Новартис Фарма» будет бороться с этими компаниями. Транснациональная Novartis International AG имеет уже довольно большой опыт ведения безрезультатных патентных войн, когда она проигрывала даже собственноручно инициированные судебные процессы.
Особенно эта ситуация характерна для США. Так, в 2010 году суд Филадельфии приговорил Novartis International AG к штрафу в размере 185 млн. долл. по делу о незаконном распространении препарата Trileptal. Как выяснилось, Novartis вопреки требованиям действующего в США закона предлагала применять Trileptal по незарегистрированным показаниям не только при лечении нарушения психики, но и как обезболивающее средство. А ведь подобные «эксперименты» швейцарских фармацевтов могли стоить не только здоровья, но и жизни тысячам американцев, страдающих психическими расстройствами! Ведь незаконное применение лекарства с неизвестными последствиями смертельно опасно. Впрочем, для «Новартис» деньги всегда были важнее человеческих жизней… Кстати, Novartis International AG так же в США выплатила 237,5 млн. долл. по гражданским искам за незаконное распространение еще шести своих препаратов.
Ранее австрийская журналистка Джейн Бюргермейстер, которая передала в Федеральное бюро расследований США документы о «фармацевтическом заговоре», публично обвинила Novartis International AG в «распространении искусственных вирусов для обоснования массовой вакцинации с применением вещества, являющегося биологическим оружием, с целью уничтожения населения США». Именно тогда в США и вспыхнул скандал с так называемой «вакциной» против свиного гриппа, одним из разработчиков которой и была Novartis International AG.
Более того, представителей Novartis не раз обвиняли в подкупе авторитетных врачей, дабы те занимались скрытой рекламой продукции этой компании. В частности, в 2009 году российские журналисты писали, что всяческим продвижением того же «Гливека» на территории РФ занимается главный специалист по хроническому миелоидному лейкозу доктор наук Анна Туркина. Как выяснилось, в мае 2011 года в российском офисе Novartis полиция даже проводила обыски. Тогда представителей «Новартиса» подозревали в сговоре с чиновниками и ограничении конкуренции при госзакупках.
Ущерб, который наносится нашему государству от монополии подобных компании «Новартис Фарма» корпораций, огромен. По мнению специалистов, для решения этой проблемы чисто экономических рычагов может не хватить. Не исключено, что свое слово все-таки придется сказать законодателям, лишив патент нынешнего статуса «универсальной индульгенции», заключает агентство.
Источник: АМИ