Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (СРО) вступил в силу еще в декабре 2007 года. Однако только с 2012-го российские частные медицинские клиники и центры принялись объединяться в некоммерческие партнерства (НП) и получать статус саморегулируемых.
.
После долгой раскачки процесс набирает обороты довольно быстро. Первая СРО в сфере здравоохранения  – НП «Объединение частных медклиник и центров» зарегистрирована Росреестром 24 января 2012 года . Сегодня таких организаций две (на днях будет зарегистрирована третья), а в регионах для приобретения статуса СРО вовсю создаются некоммерческие партнерства. Уже есть НП в Иваново и Челябинске. В августе решено создать НП с последующим получением статуса СРО на конференции частных медклиник в Тольятти. В октябре этот вопрос будет обсуждаться во Владивостоке на Конференции частных медицинских организаций Приморского края.

Комментирует организатор конференции в Тольятти, председатель правления Ассоциации частных стоматологических клиник «Тольятти Дент» Юлия Музыка

Для чего это нужно предпринимателям в здравоохранении? К сожалению, государственное регулирование отрасли очень далеко от совершенства и не учитывает интересы и возможности частного сектора, особенно в отношении малых и микропредприятий. Избыточный надзор со стороны контролирующих органов неэффективен и ставит целью не столько улучшение оказываемых  пациентам услуг, сколько пополнение бюджета за счет штрафов. При этом отвлекаются значительные финансовые и временные ресурсы  медицинских организаций, надзорных органов на ведение судебных дел (и далеко не всегда решения судов выносятся в пользу проверяющих). А между тем предприниматели хотят простых, понятных и стабильных правил ведения бизнеса. Они хотят больше времени уделять непосредственно оказанию медуслуг пациентам,  а финансовые потоки инвестировать в новые технологии, обучение персонала, а не штрафы и «благодарности» чиновникам…

Комментирует председатель правления первого в России СРО НП «Объединение частных медклиник и центров» Сергей Мисюлин

– Наш прогноз –  десять СРО, объединяющих около 400 частных организаций здравоохранения до конца 2012 года.  У себя мы уже приняли стандарт оказания платных медицинских услуг, приближенный к реалиям рынка (там нет «официальных» несуразностей об оказании платных услуг сверх стандарта медпомощи – ведь тогда получается, что стандарт не приводит к излечению). Кроме того, обязательно будем участвовать в законотворчестве. До сих пор обсуждать законодательные акты нам предлагается почти на конечном этапе и толку от этого мало. Пример – Постановление Правительства РФ №291 «О лицензировании медицинской деятельности», которое совершенно не соответствует нашим предложениям. А ведь мы их неоднократно направляли в Минэкономразвития РФ. И что же? Их попросту пересылали в Минздрав, а там приняли документ, из-за которого у частных клиник возникли серьезнейшие проблемы. Поэтому сегодня наша задача – добиваться, чтобы нас слушали (и слышали!) на начальном этапе законотворчества. Поэтому мы начали регистрировать СРО, организовывать свои форумы и конгрессы.  В ноябре состоится I Форум частных медорганизаций Сибири, на котором мы обсудим проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка организации и проведения госконтроля качества и безопасности мед.деятельности». Формулировки в нем крайне расплывчаты. Только вдумайтесь: проверяющим предлагается «оценивать» и «анализировать» эффективность медпомощи. Да ведь тут у чиновников может случиться такой полет фантазии! Чтобы исключить коррупционную составляющую, требования к медпомощи должны быть внятно прописаны, и ответы проверяющих по ним такие же четкие: «выполнено» или «нет».

Комментирует руководитель Центра медицинского права Алексей Панов

СРО реально смогут противостоять чиновничьему произволу. В задачи государства входит устанавливать правила ведения бизнеса, но оно не может охватить все нюансы – особенно на быстро меняющемся рынке медуслуг. Сегодня это поняли в медицинском сообществе и сделали вывод: поскольку госрегулирование запаздывает, нужно заниматься этим самостоятельно, а государству подавать сигналы о недобросовестных участниках рынка. Поэтому те, кто работает на перспективу, кто заинтересован в оказании качественных медуслуг, начали объединяться в СРО и устанавливать свои правила. Понятно, что правила эти не должны противоречить федеральному законодательству. Поэтому в «Законе о СРО» четко изложены принципы работы, объем полномочий и требования к членам саморегулируемых организаций. По сути, СРО призваны помогать госорганам, взяв на себя некоторые функции контроля.

И есть еще один немаловажный момент. Саморегулируемые организации смогут реально противостоять чиновничьему произволу. Если это попытается сделать одиночная частная клиника, ее легко «задавить» с помощью проверок и невыдачи лицензий. А СРО меддеятельности не ведут, поэтому рычагов воздействия на них у чиновников здравоохранения нет.
 
Источник: АМИ