Частные медицинские организации должны иметь четкую структуру самоконтроля
В Москве прошел круглый стол «Эффективные HR-инструменты в условиях сокращения бюджетов», который собрал топ-менеджеров и HR-директоров российских и международных компаний, работающих в фармацевтической индустрии. На встрече обсуждались вопросы деятельности частных медицинских организаций в изменяющихся условиях на фармацевтическом рынке.
Кроме того, затрагивались такие темы, как методы работы с топ-менеджментом, способы борьбы с недобросовестными сотрудниками и многие другие актуальные на сегодняшний день вопросы.
Открывая заседание, президент Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО Александр Грот сообщил, что, по информации, предоставленной руководителем фонда ОМС Натальей Стадченко, расходы ОМС на 2015 год не сокращены и составляют 1 триллион 414 миллиардов рублей. Разумеется, отметил он, эта сумма является запланированной, она может измениться, однако на фоне проходящего кризиса это значимые средства. Тем не менее, добавил Грот, наиболее цивилизованным подходом к оказанию медицинской помощи без серых и черных схем является система дополнительного медицинского страхования, которая, помимо мотивации пациента на более заботливое отношение к своему здоровью как к капиталу, может оказать эффективную помощь в борьбе с серыми схемами. Впрочем, на недавнем совещании у вице-премьера Ольги Голодец, посвященном ГЧП, было принято решение не торопиться с введением ОМС-плюс, так как рисковые модели страхования целесообразно вводить в стабильной ситуации. В настоящее время в 5 регионах запущены «пилоты», к концу года будут понятны их результаты, следовательно, дальнейшее развитие страховые принципы получат только с 1 января 2016 года.
По словам Александра Грота, в результате проведенного исследования, охватившего 46 регионов, в 2013 году в частные клиники обращалось 35% пациентов по России, в 2014 году их количество возросло до 38% от общего числа. «В условиях кризиса, — сказал Грот, — медицина является наиболее стабильным бизнесом, где при правильном выстраивании процесса деньги будут сохранены. В связи с этим очень важна позиция государства, направленная на развитие ГЧП и увеличение частных клиник в ОМС, которых пока единицы».
Представитель Росздравнадзора Сергей Ковалев дополнил, что одной из главных позиций, по которому может осуществляться государственно-частное партнерство, является участие частных медицинских организаций в реализации программ госгарантий на территории РФ. На сегодняшний день, сказал он, 323-й федеральный закон определяет все взаимоотношения в системе здравоохранения. Есть несколько ключевых статей, которые регулируют правила работы системы здравоохранения. В частности, это 37-я статья, которая в части 1 определяет, что медицинская помощь в РФ осуществляется в соответствии с порядками оказания помощи, обязательными к исполнению всеми медицинскими организациями на основе существующих стандартов. Ключевой точкой является то, что порядки и стандарты по обязательности исполнения разделены межу собой.
Порядки оказания помощи устанавливают структуру, набор оборудования и штатные нормативы с учетом того, что доступность помощи одинакова для всех граждан РФ. Это уравнивает требования к организации медицинской помощи. Стандарты медицинской помощи с позиции Минздрава России, сказал Ковалев, являются медико-экономическим ориентиром для формирования территориальных программ госгарантий. В практике будут применяться клинические протоколы и клинические рекомендации, которые в соответствии с 323-м законом разрабатываются, утверждаются профессиональными медицинскими ассоциациями и будут рекомендованы к применению в РФ. На сегодняшний день в Минздраве России разработано более 1100 клинических протоколов, из которых 750 уже прошли утверждение.
Среди нормативных документов, которые необходимы частным организациям, намеревающимся войти в государственно-частное партнерство, Сергей Ковалев упомянул федеральный закон № 115 о концессионных соглашениях, федеральный закон № 127 о государственной научно-технической политике, 315-й федеральный закон о саморегулируемых организациях, 164-й федеральный закон о финансовой аренде и лизинге, постановление правительства № 138 об утверждении типового концессионного соглашения, 505-е постановление о порядке заключения сделок. Особо Ковалев упомянул 326-й федеральный закон об обязательном медицинском страховании в РФ, который упростил процедуру включения частных компаний в реестр медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в обязательном медицинском страховании. Требования данного закона, сказал он, обеспечивают равный допуск медицинских организаций к участию в ГЧП. Для всех будут созданы одинаковые условия, что послужит созданию конкурентной среды по повышению качества медицинской помощи застрахованных граждан.
На сегодняшний день в соответствии с единым реестром на ведение медицинской деятельности в РФ 60% из общего количества выданных лицензий составляют лицензии частным медицинским организациям. В 2012 году в реализации территориальных программ госгарантии участвовало 910 частных организаций, в 2013-м – 1157, в 2014-м – 1733, а по состоянию на 1 апреля 2015 года – 1936. Наибольшее количество частных медорганизций, участвующих в госгарантиях, находится в Санкт-Петербурге и Пермском крае. В то же время в некоторых областях в системе страховой медицины нет ни одной частной медицинской организации.
Проверки Росздравнадзора выявили в 2012 году 46% нарушений. В 2013 году было выявлено 53,8% нарушений, в 2014-м их количество уменьшилось, что связано определенными изменениями внутри самих организаций. Тем не менее для того чтобы создать систему, влияющую на конечный результат, как сказал Сергей Ковалев, необходимо использовать существующие нормативные документы, в частности, приказ № 502М о порядке создания врачебной комиссии в медицинской организации, так как возможности таких комиссий используются не в должной мере. Ключевыми функциями этих структур является оценка качества обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, назначение лекарственных препаратов, организация проведения внутреннего контроля качества и безопасности и рассмотрение обращения граждан по вопросам, связанным с медицинской помощью. В настоящее время, по словам Ковалева, наиболее целесообразно рассматривать эти вопросы не на уровне правительственных жалоб, а на уровне самих медицинских организаций, так как именно у них есть рычаги оперативного решения возникающих проблем. Хотя форма внутреннего контроля качества и безопасности выбирается руководителем, необходим общий ориентир порядка формирования системы внутреннего контроля, которого до сих пор не существует. Росздравнадзор уже обратился в Минздрав России с вопросом возможности создания методик формирования порядка внутреннего контроля, однако пока этот вопрос находится на стадии осуждения. Тем не менее, как сказал представитель Росздравнадзора, в регионах уже существуют собственные методики, которые можно адаптировать на федеральном уровне.
В заключение Сергей Ковалев отметил, что на сегодняшний день структурой, которая может обеспечить выравнивание внутреннего контроля в системе частной медицинской помощи, способны стать саморегулирующие организации. Согласно статье 89-го федерльного закона в России должен быть порядок ведомственного контроля, но он осуществляется только органами исполнительной власти в отношении подведомственных структур. На частные организации он не распространяется, однако содержит множество полезных рекомендаций. Поскольку частная компания не подчинена никому, такую форму отношений может моделировать система саморегулируемых организаций. Если взять за основу порядок ведомственного контроля и переложить его на саморегулируемые организации, сказал Ковалев, это существенно повысит качество их работы. «Если ежедневно в рабочей обстановке будет идти самооценка состояния качества работы, тогда в акте Росздравнадзора после проверки частной организации будет написано «нарушений не выявлено».
РИА АМИ