Половина россиян довольны системой защиты прав пациентов
Только 16% посчитали, что такую ответственность должно брать на себя федеральное Министерство здравоохранения и 9% — региональное. При этом о своих правах пациента (в соответствии с федеральным законом об Обязательном медицинском страховании) в той или иной степени знает достаточно большое число россиян (69%).
Поддерживая систему в целом, граждане по-прежнему видят реальные проблемы в здравоохранении. В первую очередь они выделяют необходимость повышения качества медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49%). Чрезвычайно высоким оказался процент россиян, сталкивавшихся с врачебными ошибками (почти 40%), причем каждый пятый из них обращался за помощью в страховую компанию.
— Результаты опроса подтвердили политическое чутье президента Путина, который давно говорит о необходимости перехода к страховым принципам через контроль за качеством работы медицинских организаций: больше половины населения поддерживают выбранный курс, одобряя систему, при которой страховщики стоят на защите прав пациентов, — пояснил Сергей Марков, политолог, гендиректор Института политических исследований. — При этом чиновникам, организаторам здравоохранения, рано расслабляться — в медицине существует очень много серьезных проблем, которые становятся главными в политической повестке развития страны.
Особое внимание эксперты обращают на большое количество врачебных ошибок.
— На месте чиновников от здравоохранения я бы всерьез задумался о том, что почти 40% населения сталкивались с врачебными ошибками. А если взять серьезные заболевания, этот процент наверняка окажется еще выше, — сообщил первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов. — Это значит, что мы находимся на грани реальной катастрофы и необходимо принимать срочные меры. Не обсуждать в который раз абстрактную эффективность всей системы, а проводить конкретную переаттестацию на местах. Иначе получается, что мы обсуждаем технические характеристики корабля, на борту которого нет ни одного моряка. Так мы никуда не доплывем.
— Политики и чиновники активно рассуждают о проблемах в системе здравоохранения, а иногда не мешает посмотреть на ситуацию со стороны — глазами пациента, — обратил внимание еще на один аспект Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов. — В государственном медицинском учреждении пациента должна встречать не система, а человек — врач, сотрудник регистратуры и т. п. Совершенно обоснованно самыми актуальными вопросами люди назвали необходимость улучшения качества медицинских услуг, повышение уровня квалификации врачей.
Всероссийский опрос ВЦИОМ состоялся в прошедшие выходные — 18 — 19 июля. В опросе приняли участие 1600 человек в 130 городах и поселках в 46 областях, краях и республиках России.
Виталий Омельяновский, директор Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований:
— Неэффективность сегодняшней системы здравоохранения, по данным ВОЗ, поглощает до 25 — 30% всех выделяемых на эту область средств. В этих условиях предполагать, что государство как управленец сможет решить эту проблему, пока не получается. С другой стороны, повышение роли страховщиков, как свидетельствует международный опыт, могло бы обеспечить более эффективное расходование всегда ограниченных на здравоохранение средств. Недостаточно эффективная система здравоохранения сегодня связана не столько с присутствием страховщиков в системе, сколько с ограниченными их возможностями влиять на эту систему.
kp.ru