Частная медицина может занять значимое место в системе здравоохранения. Для этого нужна разумная решимость властей к пересмотру тарифов обязательного медицинского страхования и допуску частников на этот рынок.
 
В нашей стране частная медицина в классическом смысле («получил услугу — заплати по рыночной ставке») до сих пор с трудом воспринимается населением. Что неудивительно: веками основная масса жителей России ходила лечиться к монастырским врачам, которые платы за свои услуги не брали. На закате царской России основные функции по охране здоровья взяли на себя земские врачи, появившиеся в результате реформы 1864 года, их усилиями медицинскую помощь получала большая часть российского населения вплоть до революции 1917 года. И все это, по бытовому восприятию, бесплатно. Советский Союз конституционно закрепил право на здоровье и медицинскую помощь, откуда этот постулат перекочевал в современную российскую Конституцию как завоевание демократии.
С изменением экономической ситуации в стране частная медицина стала выходить из тени, развитие ее началось в тех областях, которые всегда были слабо развиты в государственной медицине и наиболее востребованы населением. Например, по данным исследования РБК «Рынок частной медицины-2015», около 80% россиян предпочитают платить деньги за качественную стоматологическую помощь. В сложных видах медицинских услуг основными игроками остаются государственные медицинские учреждения, особенно в хирургии и высокотехнологичной медицине.
Однако, как отмечается в исследовании РБК, в последние годы в частную медицину в России пошли инвестиции: «В 2012 году состоялось несколько крупных сделок, в том числе с иностранным капиталом. Например, вхождение западного партнера в сеть лабораторий KDL; приобретение инвестфондом пакета акций Европейского медицинского центра; сделка по слиянию «Медси» и ГУП «Медицинский центр Управления делами мэра и правительства Москвы»; удачное IPO сети клиник «Мать и дитя»; привлечение петербургской сетью «Скандинавия» $8 млн от IFC; успешно реализованный проект «Клиника 31+» с привлечением крупного отечественного капитала».
То есть на фоне снижения финансирования сектора государственной медицины, сокращений конечного фонда и персонала у частных инвесторов появился шанс создать полноценную альтернативу государственным клиникам, хотя и не во всех областях медицинских услуг. Те области медицины, в которых требуются большие инвестиции при невысоком спросе (лечение редких заболеваний, уникальные виды хирургических операций, робот-ассистированные вмешательства), по-прежнему будут оставаться прерогативой государства — только у него есть длинные и дешевые деньги. Остальные области могут оказаться привлекательными для частных инвестиций.
По мнению аналитиков РБК, изменение ситуации вызвано принятием новой стратегии развития здравоохранения и базовых законов, в частности об охране здоровья граждан РФ, обязательном медицинском страховании (ОМС), а также началом реализации в отрасли частно-государственного партнерства. Нововведения переводят систему здравоохранения из социальной сферы в область экономики. По данным российской консалтинговой компании Tenzor Consulting Group, основными направлениями для инвестиций в медицину сегодня являются: стоматология (42,5%), гинекология (41,3%), терапия (40,2%), неврология (33%). Достаточно большая часть частных амбулаторных учреждений оказывает диагностические услуги — в частности, такие как ультразвуковые исследования (39,4% опрошенных поликлинических учреждений указали, что предоставляют такие услуги).
Сдерживает развитие частных клиник, по мнению исполнительного директора АНО «Центр информации об охране здоровья» Романа Стуканова, отсутствие возможности (а пока и экономического смысла) участия в системе государственного обязательного медицинского страхования (его объем составляет в 2015 году более 1,6 трлн руб.). В структуре доходов частных клиник 86% поступлений — это прямые платежи пациентов, и только 1% получен в рамках услуг, оказанных в системе ОМС.
Если российское правительство сумеет сбалансировать тарифы в рамках обязательного медицинского страхования и проявит политическую волю, решив привлечь частные компании к работе, традиционно ведомой государством, то для них откроются совершенно иные перспективы. В качестве примера можно привести замечание одного из самых известных современных менеджеров, работающих в области здравоохранения, руководителя Clinic Management Group Артема Гапеева. Комментируя тариф московского фонда ОМС по вызову скорой помощи (сейчас он составляет около 4 тыс. руб.), он высказался в том духе, что при таком тарифе очередь из частных компаний, будь они допущены в государственную систему, выстроилась бы от Бирюлево как раз до департамента здравоохранения Москвы.
РИА АМИ