Частные клиники получили возможность работать в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) еще несколько лет назад, однако, как показывает практика, этот процесс в регионах идет весьма неравномерно. Если в одних жители получили возможность бесплатно лечиться в десятках учреждений с современным оборудованием, то в других ситуация практически не изменилась.
 
Один из ярких примеров последнего типа — Кировская область, где на 2016 год участвовать в программе ОМС изъявили желание всего четыре частные медицинские организации. Из них на практике услуги по ОМС оказывают только две. Примерно такая же ситуация была в прошлом году. Тогда в реестр тоже включили четыре организации, однако три из них позже сообщили, что услуги оказывать не будут. Фактически работала только одна стоматологическая клиника, но в этом году в реестре нет и ее.
Как рассказала "РГ" директор этой клиники Ирина Толмачева, они вошли в программу ОМС скорее из "социальных" побуждений: в их микрорайоне получить стоматологические услуги в государственных медучреждениях крайне сложно. Поток клиентов по полисам ОМС был достаточно большой, хотя какой-то серьезной прибыли клинике это не принесло. Основной доход давали платежеспособные клиенты, которые могли рассчитаться живыми деньгами.
То, что ситуация в стоматологии в регионе явно ненормальная, хорошо видно по соцсетям. Как пишут кировчане, записаться на прием к врачу что по электронной регистратуре, что вживую крайне проблематично. Многие лечат зубы в частных клиниках, выкладывая немалые деньги. О том, что эта услуга может оказываться бесплатно, в рамках ОМС, большинство просто не догадывается.
Хотя в соседних регионах это уже стало нормой. Причем дело касается не только стоматологии, но и множества других медицинских услуг. К примеру, в Нижегородской области в реестре ОМС значатся 86 частных организаций. Разница впечатляет, даже с учетом того, что население в соседнем регионе почти втрое больше, чем в Кировской. Но не в 20 же раз! Даже если сравнить с другими соседними регионами, картина примерно та же. Например, в реестре фондов ОМС Чувашии и Пензенской области числится по два десятка частных клиник, в Удмуртии, которая по населению и другим параметрам близка к Кировской области, — 30.
Любопытно, что в ходе опроса директора кировских частных клиник, не сговариваясь, называли одни и те же причины, почему они не работают по ОМС. Главная, по их словам, сложность в том, что крайне затруднен вход в систему и дальнейшая работа по полисам. А как показывает опыт первопроходцев, проблем больше, чем потенциальный выигрыш. Хотя получить дополнительную прибыль за счет клиентов, которые пришли бы по полисам ОМС, они бы точно не отказались.
Однако, как считает зампредседателя правительства Кировской области, председатель правления территориального фонда ОМС Дмитрий Матвеев, проблема в позиции самих частных медорганизаций.
— Никакой сложности входа в программу ОМС нет, — говорит он. — До 1 сентября пишется соответствующее заявление, и с нового года организация включается в работу. Но они знают, что затем мы будем жестко следить за их работой и не дадим фильтровать пациентов на выгодных и невыгодных. Если клиника заявилась работать по определенному профилю, она не должна снимать сливки с более легких случаев, а всех тяжелых больных отправлять в государственное здравоохранение.
Кроме того, по его словам, в России уже были случаи, когда частные клиники использовали тарифы ОМС фактически как доплату: сначала брали часть суммы с клиентов живыми деньгами, а затем еще и отправляли счет в фонд ОМС. По мнению чиновника, проблема может быть еще и в том, что размер тарифов ОМС не всегда выгоден частным клиникам. Хотя по ряду позиций они не меньше, чем у частников.
Позицию Матвеева поддерживает и Ирина Толмачева. По ее словам, у них не было никаких проблем ни с заходом в систему ОМС, ни в работе с полисами. Тем не менее в этом году клиника решила взять тайм-аут, чтобы оглядеться. Насколько он затянется, Ирина Толмачева не знает. Равно как и то, почему работать с полисами ОМС не хотят другие частные клиники.
— Отвечать за других я не могу, — говорит она, — видимо, у всех свои проблемы.
Тогда почему их нет в других регионах? В частности, в соседней Удмуртии? Как рассказал "РГ" директор территориального фонда обязательного медицинского страхования республики Сергей Шадрин, у них количество частных медорганизаций, желающих участвовать в программе ОМС, растет год от года. Но если до этого были в основном стоматологические клиники, то в нынешнем году появились даже те, кто работает по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. И даже иногородние — из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга. Сейчас они оказывают целый спектр самых разнообразных медицинских услуг, включая процедуру ЭКО.
Чаще по полисам работают те, кто находится не в "VIP-зоне". Основной контингент клиентов частных клиник, заявленных в системе ОМС, — пенсионеры и бюджетники. Но в прошлом году, когда упала платежеспособность населения, сюда потянулись и те, кто до этого работал только с живыми деньгами.
— Конечно, вход в систему ОМС кто-то воспринимает настороженно. Пугает отчетность и прочее. Но когда-то и государственные медучреждения не сразу освоили работу с полисами. Поэтому мы ежегодно собираем те частные клиники и центры, кто претендует на работу по системе ОМС, и проводим подробный инструктаж — по медицине, экономике, информационному обеспечению. После чего наши специалисты бесплатно помогают им во время работы. Представители приходящих к нам фирм из других регионов говорят, что подобное есть далеко не у всех.
Возможно, именно этим и объясняется "удмуртский феномен" и отсутствие такового в Кирове.
Российская газета