«Может ли лечащий врач или медицинский работник проводить консультацию пациента при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме отложенных консультаций?».

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Александр Василевицкий:

– Общие вопросы оказания медицинских услуг с применением телемедицинских технологий урегулированы ст.36.2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и Порядком организации и оказания помощи с применением телемедицинских технологий (установлен Приказом Минздрава РФ № 193н от 11.04.2025).

Порядок предусматривает оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий посредством дистанционного взаимодействия медработников между собой, а также медработников с пациентами или их законными представителями (п.1). В п.2 и 3 Порядка указывается, что телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медработников между собой с целью получения:

медицинского заключения медицинского работника сторонней медорганизации, привлекаемого для проведения консультации и (или) участия в консилиуме врачей с применением телемедицинских технологий по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированное отделение медорганизации либо медицинской эвакуации;

протокола консилиума врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированное отделение медорганизации либо медицинской эвакуации.

Телемедицинские технологии применяются при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медработников с пациентами или их законными представителями в целях:

профилактики, сбора, анализа жалоб и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, наблюдения за состоянием здоровья;

принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).

Согласно п.14 Порядка, дистанционное взаимодействие медработников между собой и с пациентами осуществляется посредством проведения:

консультаций (консилиумов врачей) с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медработников между собой при оказании медицинской помощи в экстренной, неотложной и плановой формах;

консультаций с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медработников между собой в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований;

консультаций (консилиумов врачей) с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медработников с пациентами или их законными представителями при оказании медицинской помощи;

дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

При этом проведение консультаций (консилиумов врачей) при оказании медпомощи с применением телемедицинских технологий допускается как в режиме реального времени, так и в режиме отложенных консультаций (п.15 Порядка). Как следует из п.16 и 17 Порядка, проведение консультации (консилиума врачей) в режиме реального времени предусматривает консультацию (консилиум врачей), при которой лечащий врач и (или) пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с консультантом (врачами – участниками консилиума) либо пациент непосредственно взаимодействует с медработником. Режим отложенных консультаций предусматривает консультацию, при которой консультант (врачи — участники консилиума) дистанционно изучает (изучают) медицинские документы и иную информацию о состоянии здоровья пациента, подготовленную в том числе по результатам дистанционного наблюдения, оформляет (оформляют) медицинское заключение (протокол консилиума врачей) без использования непосредственного общения с лечащим врачом и (или) медработником, проводящим диагностическое исследование, и (или) пациентом (или его законным представителем).

Согласно п.35 Порядка, участники консультаций (консилиумов врачей) указаны в пп.«в» п.14 Порядка:

пациент или его законный представитель;

лечащий врач;

консультант (врачи — участники консилиума).

Из приведенных норм можно сделать вывод, что телемедицинские консультации, предусмотренные пп.«в» п.14 Порядка, не предполагают такого формата взаимодействия, как «лечащий врач – пациент». В данном случае консультация предполагает взаимодействие в формате «пациент – лечащий врач – привлеченный врач-консультант (или привлеченные врачи – участники консилиума)». Взаимодействие с применением телемедицинских технологий в формате «лечащий врач – пациент (его законный представитель)» допускается только при дистанционном медицинском наблюдении (пп.«г» п.14 Порядка). Кроме того, режим отложенной консультации не предполагает непосредственного общения врача-консультанта (врачей — участников консилиума) с пациентом (его законным представителем). Таким образом, изложенная в вопросе ситуация с консультацией лечащим врачом или врачом-консультантом пациента (его законного представителя) с применением телемедицинских технологий в режиме отложенных консультаций Порядком не предусмотрена.

Из пунктов 38-41 Порядка следует, что по результатам консультации при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами или их законными представителями, предусмотренной пп.«в» п.14 Порядка, лечащий врач вправе осуществлять коррекцию ранее назначенного пациенту лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты для медицинского применения, оформлять справки и медицинские заключения при условии установления им диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме (осмотре, консультации). Без предварительного установления диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) медицинское заключение консультанта в рамках дистанционного взаимодействия может содержать только рекомендации о необходимости проведения предварительных обследований в случае принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) пациента.

Это экспертное мнение может не совпадать с мнением других специалистов. Порядок вступил в силу с 1 сентября 2025 года, официальных разъяснений по его применению не издано, судебная практика не сложилась.



МВ