ИИ и медданные. Эксперты обсудили барьеры и перспективы цифровизации здравоохранения
На сессии «Цифровая медицина: «завтра» системы здравоохранения в России», прошедшей на форуме «Цифровые решения», отраслевые эксперты обсудили барьеры развития ИИ-сервисов в здравоохранении, их эффективность в диагностике, мониторинге и оптимизации клинических процессов, а также уровень доверия пациентов к цифровой медицине. Главное из выступлений участников – в обзоре Vademecum.
Директор по стратегическим и национальным проектам «Яндекс Клауд» Анна Лемякина подчеркнула, что цифровая медицина опирается на устойчивые технологические решения: «Применение компьютерного зрения в медицине стало уже некой нормой. За последние годы накопилось большое количество кейсов, которые показывают эффективность использования не только компьютерного зрения, но и всей линейки решений на базе искусственного интеллекта и в диагностике, и в мониторинге, и в постоперационном наблюдении за пациентами».
Лемякина отметила, что искусственный интеллект должен внедряться только после анализа процессов: «Мы рассматриваем ИИ как инструмент для решения прикладных задач здравоохранения. И в первую очередь нужно думать о тех процессах, которые мы хотим трансформировать, модернизировать и под них подбирать технологии, определять цели любого эксперимента».
Среди технологических трендов Лемякина выделила большие языковые модели, RAG-модели, интеграцию с носимыми устройствами, ИИ-агентов и оркестраторов. По ее словам, именно доверие к таким инструментам станет ключевым фактором дальнейшего развития: «Над доверием, над единым пониманием, над протоколами – здесь есть над чем работать».
Директор по страхованию и государственным сервисам Ассоциации ФинТех (АФТ) Марина Ляшенко отметила, что развитие превентивных моделей ДМС серьезно ограничено отсутствием доступа к клинической информации: «Тех данных, которые есть сейчас на борту страховых компаний, абсолютно недостаточно».
По словам Ляшенко, даже через портал госуслуг пациент пока не может передать свои медицинские данные в электронном виде стороннему партнеру. Стандартизация форматов обмена, считает Ляшенко, – центральная задача ближайших лет.
Генеральный директор ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний» Борис Зингерман заявил, что отрасль входит в новый этап: «Сейчас начинается дистанционный мониторинг. Минздрав поставил задачу к 2030 году обеспечить стопроцентный цифровой мониторинг хронических социально значимых неинфекционных заболеваний».
По оценкам Минздрава, речь идет о 28 млн человек. При дефиците кадров «только искусственный интеллект сможет решать простые задачи, отправляя врачу сложные», отметил эксперт: «Искусственный интеллект не заменит врачей, но врачи, использующие искусственный интеллект, заменят тех, кто его не использует».
Зингерман подчеркнул, что наиболее острый барьер – юридический: «Сегодня 152-ФЗ жесточайшим образом регламентирует оборот данных. Практически воспользоваться ими, в том числе для искусственного интеллекта, невозможно». Эксперт призвал «создать ресурс, с помощью которого пациенты смогут свои данные собирать, агрегировать, управлять ими и использовать».
«Данные – это кровь здравоохранения. И мы понимаем, что донация крови вполне естественный процесс. И донация данных ничуть не более проблематична. Мы должны научиться выстраивать механизмы донации данных, которые позволят нам преодолеть правовые барьеры, которые не позволяют нам использовать данные», – резюмировал Зингерман.
Руководитель экспертной группы по обороту медицинских данных АНО «Цифровая экономика» Глеб Шуклин назвал главным препятствием отсутствие доверия между участниками рынка: «У нас много фрагментарного доверия, но нет системности».
«Общая ситуация с низким доверием к предоставлению персональных данных является следствием в том числе того, что мы говорим сразу про все. Существуют различия и в типах данных, в кейсах их применения, в их чувствительности, в их ценности. Некоторые данные о состоянии моего здоровья, когда я здоров, мне не настолько ценны, если они станут доступны каждому. Другая история, когда, допустим, у меня есть какой-то диагноз, я не хотел бы им делиться. Третья ситуация, когда у меня есть диагноз, но я готов делиться своими данными для того, чтобы в целом изменить эту ситуацию», – пояснил Шуклин.
Он отметил, что решить проблему можно через создание «специальной доверенной инфраструктуры», включающей операторов данных, индустриальные центры компетенций и участие регулятора: «Все три направления барьеров можно разрешать путем создания такой инфраструктуры».
Эксперт ассоциации фармацевтических компаний «Инфарма» Сергей Тимофеев заявил, что данные – основа ускоренного развития медицины: «Данные дают возможность для существенного ускорения и усложнения разработок, «...» чтобы выявлять патологии как можно раньше».
Однако, по его словам, общество недооценивает необходимость данных и боится передавать их без гарантированных объяснений условий обработки: «Очень многие люди готовы давать данные, но все зависит от контекста».
Основатель медицинской экосистемы WISE Евгений Кловач предложил менять подход к медицинской информации: «Нам нужно уходить от медицинских документов в сторону многомерных матриц данных. «...» В конечном итоге нам важны не документы, а значения из этих документов».
Кловач указал, что сегодня важной проблемой является несопоставимость лабораторных значений: «Все лаборатории используют различную мокрую часть, то есть различные реагенты, различные референсы. Чтобы все это нормировать, нужно нанимать большое количество медицинских сотрудников, которые создают справочники аналитов. Мы через это прошли. Больно, дорого, но эффективно».
По словам эксперта, будущее – в персональных «тензорах здоровья», которые пациент хранит локально и по согласию открывает врачу: «Когда мы приходим к врачу, мы должны приходить не с рассказом, а с конкретными значениями».
На другой сессии форума – «Инновации в конфиденциальности» – отраслевые эксперты обсудили развитие технологий конфиденциальных вычислений и работу с чувствительными данными. Представители Минцифры, Т-Банка, AstraZeneca, Ассоциации больших данных и разработчики технологических платформ рассказали, как отрасль ищет баланс между потребностью в объединении данных и рисками их утечки. Подробнее – в материале Vademecum.
Vademecum





