Больше 44% россиян не получили помощи в поликлиниках из-за нехватки нужных специалистов
Среди причин неполучения амбулаторно-поликлинической помощи россияне чаще всего называют отсутствие нужных специалистов. «МВ» проанализировал данные Росстата с 2016 года и пришел к выводу, что в 2022 году недовольство по этому поводу высказывало максимальное количество граждан за последние годы.
Более 44% пациентов не получили амбулаторно-поликлинической помощи в 2022 году из-за отсутствия нужных специалистов, подсчитал Росстат. На данные Комплексного наблюдения условий жизни населения из опубликованного в конце декабря статистического сборника «Здравоохранение в России 2023» обратил внимание «МВ».
Росстат изучал мнения людей в возрасте от 15 лет, обращавшихся в 2022 году за амбулаторно-поликлинической помощью в медорганизации и не получивших медицинской помощи. Таких, согласно данным статистики, всего 2%. Комплексное наблюдение условий жизни населения охватывает 60 тыс. домохозяйств во всех субъектах РФ.
Среди тех, кто обращался в медорганизации и не получил необходимой помощи, большинство пациентов выражают недовольство тем, что в поликлиниках нет нужных специалистов. Так считают 44,1% респондентов (рис. 1). В городах доля таких ответов меньше — 42,2%, а в сельских населенных пунктах выше — 52,5%.
Согласно данным наблюдения, в 2022 году не смогли предварительно записаться к врачу около 15% пациентов, не получивших помощь. Чуть меньше граждан (13,6%) жалуются на то, что необходимое лечение предлагалось на платной основе. Почти 12% заявляют о больших очередях на прием.
Не смогли попасть в медорганизацию из-за введения карантина 9,9% пациентов. Из-за нехватки необходимых медикаментов или оборудования не получили помощь 2,8%, а 2,6% граждан отказали в медицинской помощи по другим причинам.
Причины неполучения пациентами старше 15 лет амбулаторно-поликлинической помощи в 2022 году, %
/
Источник: Росстат
С каждым годом люди все чаще называют причиной, по которой они не получают медпомощи в поликлиниках, именно нехватку специалистов. В 2022 году наблюдаются максимальные показатели по этому ответу.
В расчет не берется 2020 год, когда в медучреждениях вводился карантин из-за пандемии COVID-19. Тогда большинство пациентов вообще не смогли попасть в поликлиники (рис. 2).
За исследуемые годы по некоторым категориям показатели снизились. На большие очереди в 2016 году жаловались 16,3% россиян, а в 2022 году — 11,8%. Заплатить за лечение шесть лет назад предлагалось 23,3% пациентов, в 2022 году почти в два раза меньше — 13,6%.
Динамика самых частых причин неполучения пациентами старше 15 лет амбулаторно-поликлинической помощи в 2016-2022 годах, %
/
Источник: Росстат
В Минздраве считают, что удовлетворенность населения медпомощью в системе ОМС показывает устойчивый тренд на рост: до пандемии COVID-19 этот показатель был около 30%, по итогам 2022 года составил 41,4%, а в I полугодии прошлого года был близок к 46%. При этом госпитальный сегмент по-прежнеему выглядит лучше, чем амбулаторный. По данным исследования Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ), в 2022 и 2023 годах чаще всего пациентов не устраивали «доступность записи на прием», «ожидание медицинской помощи» и «ожидание у кабинета врача». Удовлетворенность этими опциями продемонстрировали только чуть больше трети респондентов.
При этом в Минздрааве отрицают наличие фактического дефицита врачей. Причинами нехватки сотрудников в штатных расписаниях медорганизаций называются диспропорции в распределении специалистов между территориями и отток кадров в частные клиники. Число уходящих из системы здравоохранения России врачей примерно соответствует числу приходящих в отрасль специалистов, заявляла в декабре заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова.
MB