Выручка таких сервисов увеличивается

Обороты рынка медицинских технологий в России только в третьем квартале 2023 года увеличились на 27% год к году, до 10 млрд руб. Этот сегмент рос в основном за счет телемедицины, где наблюдается приток корпоративных клиентов, и ряда производств протезов и элайнеров (средств для исправления прикуса), чьи производители выиграли от ухода из России американского конкурента. В 2024 году эксперты ожидают сопоставимого роста рынка.

Компании в сфере медицинских технологий в третьем квартале 2023 года выручили 10,23 млрд руб., говорится в имеющихся у “Ъ” данных агентства Smart Ranking. Это на 27% больше год к году и на 15% превышает показатель предыдущего квартала. Самый быстрорастущий сегмент — телемедицина.

Продажи компаний, предлагающих дистанционные врачебные консультации, увеличились на 50% год к году, до 3,76 млрд руб.

Их обороты растут в том числе из-за того, что эти услуги становятся все более востребованными среди корпоративных клиентов, отмечают в Smart Ranking. По данным агентства, важное место в сегменте занимает психотерапия, но компании переводят в онлайн-режим врачей и других специализаций. Рост популярности телемедицины в Smart Ranking отмечают также со стороны уехавших после начала военной спецоперации россиян.

В «Доктис» число консультаций в третьем квартале год к году выросло более чем в 10 раз за счет участия в госпрограммах, внедрения дистанционного мониторинга пациентов и других продуктов, отмечает гендиректор группы компаний Сергей Лежнин. Запрос со стороны корпоративных клиентов и программ ДМС он называет стабильным.

В «СберЗдоровье», сервисах психотерапии Zigmund.online и Alter подтверждают рост числа обращений со стороны компаний. Zigmund.online в третьем квартале начал работать с несколькими десятками новых компаний, а количество обращений от них выросло более чем втрое, указывает руководитель корпоративного направления сервиса Егор Исаев. Он объясняет это ростом деловой активности в августе-сентябре и желанием компаний больше заботиться о своих сотрудниках.

При этом услуги телемедицины нечасто включают в ДМС.

«СберЗдоровье», по словам его гендиректора Дениса Швецова, не стремится включать свои сервисы в пакеты ДМС, закрывая потребности корпоративных клиентов за счет комплексных программ. Егор Исаев говорит, что Zigmund.online в начале 2023 года договорился с двумя страховыми компаниями о включении услуг платформы в пакет ДМС, но в итоге отказался от партнерств из-за ряда ограничений, в том числе по числу сессий с психологами.

Другие сегменты росли скромнее. По данным Smart Ranking, рынок медтех-устройств увеличился на 21% до 1,7 млрд руб. Лидер сегмента — производитель протезов «Моторика» — увеличил выручку год к году в 2,8 раза, до 362,6 млн руб. Гендиректор компании Андрей Давидюк объясняет это в том числе доступностью продукции на фоне логистических сложностей зарубежных производителей и ростом бюджета РФ на обеспечение граждан техническими средствами реабилитации.

Кратный рост наблюдался и у некоторых производителей элайнеров для исправления прикуса, следует из данных Smart Ranking. Более чем вдвое год к году выросла выручка российской Eurokappa и на 66,7% у Flexiligner. В то же время продажи других производителей — Starsmile, 3D Smile — снизились на 9,2% и 16,2% соответственно. В 3D Smile не согласны с оценкой агентства, утверждая, что продажи элайнеров в третьем квартале выросли на 32%. Российские производители сумели нарастить выручку после ухода с рынка самых популярных в стране элайнеров Invisalign от американской Align Technology. Но к 2023 году на смену Invisalign пришли элайнеры Spark от американской Ormco, поэтому локальным производителям стало сложнее, говорит президент Startsmile Group Юлия Клоуда.

Разработчики программного обеспечения, по данным Smart Ranking, нарастили выручку на 15%, примерно до 3 млрд руб., компании в сфере исследований — на 17%, до 1,42 млрд руб.

Lab4U, увеличившая продажи на 70%, работает на не насыщенном пока рынке онлайн-лабораторий, отмечает владелец сервиса Валерий Саванович. Он ожидает дальнейшего перераспределения рынка исследований в сторону онлайна.

По прогнозам гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, в 2024 году можно ожидать сопоставимого роста рынка медицинских технологий. Эксперт считает, что этому будет способствовать продолжающийся рост спроса на телемедицину и установка на импортозамещение технологий.


Коммерсантъ