«Можно ли делегировать право электронной подписи? Например, может ли медсестра использовать электронную подпись врача для подписания рецептов?».

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Нина Ковалева:

– Закон не предусматривает возможность делегирования права электронной подписи другому лицу. Владелец электронной подписи вправе лишь согласовать ее техническое использование с согласия и под своим контролем при условии соблюдения конфиденциальности ключа такой подписи. Использование электронной подписи с нарушением ее конфиденциальности не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия.

Обоснование вывода

Электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (подп.1 ч.1 ст.2 Федерального закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи».

Закон различает простую электронную подпись и усиленную. Последняя может быть квалифицированной и неквалифицированной (ст.5 закона № 63-ФЗ). Квалифицированная электронная подпись – аналог собственноручной подписи и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.6 закона № 63-ФЗ).

Согласно подп.1 ч.1 ст.10 закона № 63-ФЗ, участник электронного взаимодействия обязан обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности, не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия. Использование электронной подписи без согласия владельца предполагает нарушение конфиденциальности ключа электронной подписи, о котором ее владелец обязан уведомить удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия в течение одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении (подп.2 ч.1 ст.10 закона № 63-ФЗ).

Буквальное толкование указанных норм не предполагает передачу права использования усиленной электронной цифровой подписи другому лицу на основании какого-либо распорядительного документа либо доверенности (ст.185 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, закон № 63-ФЗ не предусматривает непосредственную передачу права использования электронной подписи от ее владельца иному лицу. Указанный вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 14.12.2015 по делу № 11-14292/2015, решение Советского районного суда Махачкалы от 08.09.2016 по делу № 12-636/2016).

Вместе с тем толкование подп.1 ч.1 ст.10 закона № 63-ФЗ не исключает использование ключа электронной подписи другими лицами с согласия и под контролем участника электронного взаимодействия с соблюдением конфиденциальности. То есть в рассматриваемом случае функция третьего лица сводится исключительно к техническому введению ключа электронной цифровой подписи и не предполагает какого-либо делегирования. Подписантом электронного документа при таких обстоятельствах будет владелец цифровой подписи.

В любом случае использование электронной подписи третьим лицом даже с согласия и под контролем ее владельца не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия (см., например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 № 15АП-1132/16, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 № 05АП-1119/16, постановление Ленинского районного суда Владивостока от 08.12.2014 по делу № 5-1087/2014).

Таким образом, врач – владелец электронной подписи вправе согласовать ее использование медсестрой для подписания рецептов при условии соблюдения конфиденциальности ключа такой подписи. При этом ответственность за действия медсестры, совершенные с применением электронной подписи врача, в любом случае может быть возложена на врача как на владельца электронной подписи.



МВ