Счетная палата (СП) РФ провела аудит исполнения бюджета Федерального фонда ОМС (ФФОМС) за 2023 год. Отдельный сегмент проверки посвящен созданию и функционированию государственной информационной системы (ГИС) в сфере ОМС и ее составляющих. Совместно со Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) и территориальными фондами в СП выявили ряд недочетов в управлении единым регистром застрахованных, созданным в конце 2022 года для перехода на цифровые полисы ОМС и совершенствования учета данных.

Ненадлежащий учет сведений в ГИС ОМС привел к недостоверным сведениям о застрахованных, что, в свою очередь, создало сложности в получении гражданами медпомощи по ОМС, говорится в отчете.

Так, формировались неверные данные о прикреплении граждан к медорганизации либо недостоверные персональные сведения пациента. Такие ошибки есть как минимум в следующих регионах: республики Татарстан и Бурятия, Ставропольский край, Рязанская, Тверская, Вологодская, Оренбургская, Челябинская и Воронежская области, Санкт‑Петербург и Москва, Ханты-Мансийский автономный округ.

К неверным расчетам размера субсидии для оказания медпомощи по ОМС привели недостоверные данные о численности застрахованных в регионах. Завышенная численность населения, причиной которой стали в том числе дублирующие записи в реестре, может создать риск «необоснованного финансирования медорганизаций» и рост нагрузки на бюджет, отмечают в СП. В других случаях в системе были ошибочно возвращены в актуальное состояние, например, истекшие полисы иностранных граждан.

Кроме того, регистр временами «игнорирует критерий идентификации застрахованного лица по СНИЛС, не находит сопоставления по фамилии, имени, отчеству, дате рождения и действующему удостоверению личности».

Положение, как фиксируют участники системы ОМС, усугубляется неполноценной технической поддержкой сервиса. Заявки некоторых ТФОМС в техническую службу ФФОМС рассматриваются от двух до шести месяцев, например, в 2023 году было обработано только 31,6% заявок костромского ТФОМС, 22,4% – орловского, 52,3% – фонда Московской области.

Счетная палата выявила недочеты и в секторе развития ЕГИСЗ и интеграции системы с ГИС ОМС. В 2022-2023 годах, гласит отчет, ФФОМС не создал законченные продукты, готовые к промышленной эксплуатации, а лишь их прототипы без интеграции с реальными данными. Так произошло с сервисом по формированию медицинского цифрового профиля пациента и рядом других систем.

Это не первый раз, когда в Счетной палате РФ отмечают неудовлетворительные результаты по созданию и развитию ГИС в сфере ОМС. В 2022 году, как подсчитали аудиторы, 624 млн рублей ушли на создание макетов сервисов. В том же году были обнаружены проблемы с недостоверными и дублированными записями в едином регистре застрахованных.

В марте 2023 года ведомство представило данные, согласно которым фонд оперировал в незавершенном сегменте ГИС данными о застрахованных без отлаженной защиты информации, что могло, по мнению СП, привести к утечке персональных данных.

Единый регистр застрахованных запущен в декабре 2022 года, на это было потрачено минимум 1,7 млрд рублей. Его целью является объединение и унификация данных о застрахованных, автоматическое формирование карточек граждан для выдачи цифровых полисов ОМС. Техническим оператором регистра является ФФОМС, а все работы по нему выполняют структуры ПАО «Ростелеком». В 2024 году на развитие ГИС ОМС в целом Правительство РФ (оно распоряжается страховым запасом ФФОМС) заложило 6,4 млрд рублей.



Счетная палата РФ