В сентябре Федеральный фонд ОМС (ФОМС) планирует завершить пилотирование новых подсистем государственной информационной системы обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС) в медорганизациях 14 субъектов и приступить к масштабированию проекта. К концу года все учреждения пилотных территорий должны будут перейти к формированию электронных реестров для передачи в ФОМС, однако участники рынка сомневаются, что эту задачу реально выполнить в столь короткий срок.

Как проходит пилот

Как сообщили «МВ» в ФОМС, в октябре 2023 года фонд начал подготовку к тестированию и опытной эксплуатации новых подсистем ГИС ОМС: цифрового медицинского профиля, сервисов информационного сопровождения застрахованных, облака управленческих сервисов и персонифицированного учета медпомощи. Для участия в пилоте были отобраны несколько медучреждений из 14 субъектов. Новые подсистемы размещены на единой цифровой платформе «Гостех», предоставляемой Минцифры.

«За 30-летнюю историю системы ОМС в регионах информационные системы разрабатывались различными исполнителями, с разной скоростью и с использованием различных технологий. Поэтому на текущий момент главная задача — перевод функциональности региональных систем на федеральный уровень и аккумулирование сведений по всем субъектам», — рассказывал на XXVII Петербургском международном экономическом форуме председатель ФОМС Илья Баланин. По его словам, это позволит сократить количество информационных потоков между участниками системы, стандартизировать протоколы обмена и форматы данных, повысить скорость и качество аналитики.

«Как показал пилот, масштабировать его в такие короткие сроки проблематично, — сообщил «МВ» основатель Школы по ГИС ОМС Андрей Ситников. — Простой пример: в течение этой недели на одних компьютерах система ГИС ОМС работала, на других — не грузилась и «писала», что идут технические работы. Большинство пользователей терпеливо будут ждать, когда заработает, а в большинстве случаев всего-то надо очистить кэш и перезагрузить браузер. Уровень подготовки кадров в вопросах информатизации оставляет желать лучшего».

Вторая проблема: ФОМС и Минздрав работают по разным справочникам (хотя их адаптация, по наблюдениям Ситникова, ведется). Третья проблема — в отсутствии базы лицензий на медицинскую деятельность на местах. Где-то территориальные фонды ОМС (ТФОМС) смогли организовать такую базу, получая данные из своего управления Росздравнадзора, но в Нижегородской области, например, этого сделать не получилось, констатировал Ситников.

«На сегодня хорошей отчетности, кроме выгрузки объемов, в ГИС ОМС нет, — пояснил он. — Выгрузка мощности (ставок медпрофилей) не доступна. Имеющиеся фильтры не позволяют провести выгрузку в нужном аспекте занесенной информации, только по лицензиям. Выгрузка самих лицензий из программы ГИС ОМС тоже невозможна».

Что касается загрузки реестров в ГИС ОМС, их экспертизы, механизма передачи информации в медорганизации по результатам экспертизы, то неизбежно возникнут сложности, связанные с обработкой огромных объемов данных. «Ориентировочно за год в Нижегородской области формируется более 20 млн записей в реестрах, а вот системы баз данных российских разработчиков, свободно оперирующих такими объемами, я пока не видел, — отметил Ситников. — И даже если она появилась, то баги в ее работе будут устранять еще минимум 3-5 лет, это при благоприятном прогнозе».

О том, насколько непросто происходит переход на ГИС ОМС, косвенно свидетельствует тот факт, что Ситников создал целую Школу по ГИС ОМС во «ВКонтакте», ведет в этой соцсети несколько групп, три telegram-канала, написал более 20 ботов, разъясняющих, как работать в системе. На закрытом нижегородском форуме количество сообщений по данной тематике за 1,5 года приближается к 10 тыс.

Что показал опрос «МВ»

С 10 по 25 июля «МВ» провел на сайте опрос «С какими проблемами вы столкнулись при работе с ГИС ОМС?» В нем приняли участие 65 человек из 17 регионов (включая Москву). Самым популярным ответом на главный вопрос стал: «Система постоянно не доступна. На одних компьютерах медорганизации работает, на других в то же самое время — нет» (27 респондентов). На втором месте: «Интеграция с МИС отсутствует. Все данные приходится дублировать вручную» (18). На третьем: «Плохо работает служба поддержки» (8).

«При возникновении необходимости добавить какой-то функционал служба поддержки предлагает обратиться в ФОМС. Эффективнее было бы аккумулировать такие обращения в службе поддержки и затем централизованно передавать на рассмотрение в ФОМС», — предложил один из участников опроса.

«При заключении договора с другой страховой медорганизацией (СМО) потеряли все предыдущие данные по страховому полису, хотя ни его номер, ни ФИО застрахованного не менялись», — поделился опытом другой респондент.

«По сути, сегодня ГИС ОМС — система, в которой медучреждение подает заявку на включение в ОМС, указывает подразделения и объемы», — подытожил третий.

Об отсутствии проблем сообщили всего двое опрошенных.

Весьма показательно, что 16 респондентов даже не знают, участвует их организация в пилоте ФОМС или нет. Участие в нем подтвердили 20 опрошенных.

В каком году 100% реестров счетов будет формироваться на федеральном уровне в ГИС ОМС? По мнению 35 участников опроса, этого стоит ждать не раньше 2030 года. На 2026 и 2027 годы делают ставку по 20 респондентов. Меньше всего (10 человек) верят в то, что это случится уже в будущем году.

Чего ждут страховщики и разработчики

Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) на вопрос о сложностях, с которыми сталкиваются СМО в процессе перехода на ГИС ОМС, не ответили. При этом в пресс-службе организации признали: «чтобы создать эффективную ГИС ОМС, которая охватит всю страну, необходимо продолжительное время и внушительные ресурсы». На выходе участники системы «получат прозрачный, управляемый и работоспособный информационный ресурс и единые правила взаимодействия, которых так не хватает в текущих условиях».

«Важно, что в итоге предусмотрена интеграция системы ГИС ОМС с ЕГИСЗ (единой госинформсистемой в сфере здравоохранения. — Прим. ред.) для информационного обмена в рамках домена «Здравоохранение», — полагают в ВСС. — Каждый этап работ тщательно рассматривается и продумывается, утверждается ФОМС. Такой подход максимально эффективен, поскольку позволяет еще на стадии разработки ГИС ОМС учесть все нюансы, сделать ее удобной и функциональной».

Подключение к ГИС ОМС ставит перед всеми участниками процесса комплекс проблем: сжатые сроки перехода, несогласованность справочников, предложенная ФОМС архитектура прямого подключения медорганизаций — перечисляет генеральный директор компании «Нетрика Медицина» Игорь Башков. «Мы как разработчики интеграционных решений обращаем особое внимание на последний фактор, — продолжает эксперт. — Есть серьезные сомнения, что при прямом подключении тысяч медорганизаций страны к ГИС ОМС удастся обеспечить ее стабильную работу и своевременное консультирование разработчиков МИС и специалистов клиник».

Башков предлагает вспомнить опыт запуска РЭМД — федеральной подсистемы ЕГИСЗ, в которую медучреждения обязаны передавать электронные медицинские документы (СЭМД). Даже в условиях, когда СЭМД аккумулируются в регионе и передаются на федеральный уровень централизованно, разработчикам РЭМД пришлось ввести лимиты на количество запросов к подсистеме. Кроме того, региональные органы управления здравоохранением не будут иметь доступа к информации, уходящей в ФОМС, так как поток данных пойдет мимо ГИСЗ региона.

«Нам представляется более удобной для всех участников взаимодействия интеграция медучреждений с ГИС ОМС через региональные ГИСЗ, — отмечает эксперт. — Согласно методическим рекомендациям по подключению к ГИС ОМС, такой вариант допустим. В этом случае разработчики МИС могут использовать уже знакомые им интеграционные профили, а регионы — отслеживать, как происходит передача финансовых данных из подведомственных учреждений в ГИС ОМС».

Кроме взаимодействия с ГИС ОМС, на стороне ГИСЗ субъекта должно формироваться региональное хранилище

МВ