«Лига защитников пациентов» попросила Генпрокуратуру создать отдельную структуру в ведомстве для защиты прав людей при получении медпомощи. Проводится аналогия с транспортной и природоохранной прокуратурами. Юристы с инициативой не согласились, отметив, что законодательство и без того направлено на максимальную защиту пациентов, а не медработников.

«Лига защитников пациентов» предложила создать в России отдельную здравоохранную прокуратуру для защиты прав пациентов и инвалидов — об этом глава организации Александр Саверский попросил генпрокурора Игоря Краснова. С письмом ознакомился «МВ».

В обращении сказано, что в законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» защита прав и свобод в этой сфере относится к полномочиям федеральных и региональных органов госвласти. Однако, отмечает автор письма, у федеральных органов власти (Росздравнадзора и Минздрава) в правоустанавливающих нормативных документах нет полномочий по защите прав пациентов, нет их и у региональных органов здравоохранения (например, это не прописано в полномочиях Департамента здравоохранения Москвы).

«То есть закон в этой части не выполнен, и граждане находятся без защиты», — считает Саверский. По его словам, часто жалобы по поводу медпомощи или лекарственного обеспечения, которые направляются в другие органы (например, прокуратуру) просто пересылаются в Росздравнадзор. При этом структура подчиняется Минздраву, «что лишает его проверки и действия независимости и объективности, а кроме того, у него нет полномочий для защиты граждан и привлечения к ответственности виновных», говорится в письме.

В нем также отмечается, что по закону запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Но в сфере здравоохранения это происходит довольно часто — в итоге обращения граждан спускаются, например, в регионы, которые выступают собственниками учреждений здравоохранения, что «предопределяет заинтересованность при рассмотрении жалоб и заявлений».

Саверский полагает, что только прокуратура может объективно заниматься защитой прав граждан. Он просит генпрокурора рассмотреть возможность создания отдельной внутренней структуры по вопросам медпомощи — условную здравоохранную прокуратуру (по аналогии с природоохранной и транспортной).

По мнению гендиректора юридической компании «Медикапруф» Артема Зуева, пациентам не требуется дополнительная защита — «врачи на них не нападали и войну им не объявляли», к тому же, именно права пациентов защищены всеми законами. «Пациенты защищены конституцией, они имеют право жаловаться во все органы. Закон «Об охране здоровья» регулирует именно права граждан при оказании медпомощи. Не столько контроль за качеством лечения, а именно соблюдение прав пациентов», — пояснил юрист.

Он напомнил, что отдельную структуру под ятрогенные преступления и защиту пациентов уже выделили в Следственном комитете — в 2018 году начали создаваться специальные отделы для расследования врачебных ошибок. По словам Зуева, фокус на защиту людей в итоге выливается в тысячи уголовных дел в год против врачей, а в гражданских делах размеры компенсаций кратно выросли и доходят до 10-50 млн руб. «Как раз из-за того, что все органы настроены на защиту граждан, а не врачей и не медучреждений, у нас увеличиваются жалобы со стороны населения. А кто будет защищать врачей?», — интересуется юрист.

По словам члена Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России Дмитрия Чистякова, некорректно считать, что органы власти не могут быть объективными при получении жалоб от пациентов. «Даже сами НКО в последние годы признавали такое явление как пациентский экстремизм: медпомощь теперь воспринимается как услуга, а медики — как обслуживающий персонал. Поэтому полагаться только на экспертизу пациентских организаций и обвинительных органов нельзя», — уверен он.

По мнению Чистякова, нужно работать с существующими механизмами защиты. «У нас есть механизм оценки эффективности медпомощи — пресловутые клинические рекомендации. Можно говорить, что где-то они не полезны или чему-то противоречат, но по факту это объективный контроль», — пояснил он. На его взгляд, системные проблемы часто решаются через форматы общественных советов, «круглых столов», крупных пациентских мероприятий — канал передачи информации напрямую госорганам есть.



МВ