В НИИ Минздрава сообщили о проблеме индексации тарифов ОМС ниже инфляции
В последние три года темпы прироста нормативов на отдельные виды медицинской помощи в системе ОМС едва перекрывали инфляцию или не достигали ее уровня. В отдельные периоды показатели индексации тарифов и повышения общего уровня цен на товары и услуги в экономике расходились в два и более раза.
В последние три года средний темп прироста нормативов финансовых затрат на отдельные виды медицинской помощи в системе ОМС был ниже уровня инфляции. При этом прирост финансирования из источников ОМС был выше по сравнению с бюджетным, сообщила 27 сентября заместитель директора по экономике здравоохранения Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Ольга Обухова на Всероссийской научно-практической конференции «Современные модели финансирования здравоохранения и пути их совершенствования».
В 2021 году при официальной инфляции в 8% стоимостные показатели из бюджетных источников были проиндексированы на 2%, из средств ОМС — на 4%. В 2022 году инфляция составила 12%, а индексация — 4 и 6% соответственно. В прошлом году уровень инфляции составил 7%, уровень индексации — 5 и 7% соответственно.
«Ежегодно доходная часть системы ОМС и бюджетная часть индексируются на соответствующие параметры, которые учитывают увеличение расходов на зарплаты и иные направления. Но мы видим, что инфляция у нас движется по своему пути, а средства бюджета и средства обязательного медицинского страхования часто не достигают того уровня, который требуется для покрытия затрат. Что, естественно, вызывает некоторые проблемы в финансовом обеспечении того или иного вида медицинской помощи», — констатировала Обухова.
На мероприятии обсуждалась в том числе нормативно-правовая база и законность соплатежей населения в системе ОМС. В ряде случаев закон не запрещает оплачивать из средств пациента лекарства или медицинские услуги, входящие в Программу госгарантий. Но при этом не должно происходить подмены бесплатных услуг платными. Таким образом, медорганизации могут «добирать» недостающие средства, пояснил советник директора ЦНИИОИЗ Фарит Кадыров.
В 2023 году здравоохранение получило из всех бюджетов 6,17 трлн руб. При этом расходы федерального бюджета на медицину не преодолели планку в 1% ВВП — по оценкам экономистов, в 2024-2025 годы они также не превысят 0,9%, писал «МВ». В расходах консолидированного бюджета доля здравоохранения составила в 2023 году 4,9% ВВП (в 2022 году 4,5% ВВП).
В 2023 году большая часть регионов (57), включая Москву, сократила расходы на здравоохранение. В сумме расходы субъектов на здравоохранение составили 1,965 трлн руб. (рост по сравнению с 2022 годом на 0,7%). Но в сопоставимых ценах произошло снижение на 4,1%, сообщала Счетная палата.
Ранее эксперты заявили, что замена в ходе реформ 90-х постатейного бюджета на менее эффективные методы оплаты услуг и бюджетирование амбулаторной помощи методом подушевого норматива закономерно привела к кассовым разрывам, массовой кредиторской задолженности и росту административных издержек медорганизаций, к росту коррупции и падению доступности помощи. По их оценкам, необходимо закончить социальные эксперименты 90-х и вернуться к доказавшему свою эффективность постатейному бюджету, модернизации и развитию этого метода.
МВ