Правительство предложило заложить в федеральном бюджете на здравоохранение в 2025 году 1,86 трлн руб. По сравнению с текущим годом ассигнования увеличатся почти на 15% (с 1,62 трлн руб.). Однако доля отрасли в общих расходах госказны не растет, выяснил «Медицинский вестник»: в прошлом году при верстке бюджета Минфин предполагал, что она составит в 2025 году 4,8%, а по факту показатель не превысит 4,5%.

Малая толика

Согласно планам Минфина, расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2025 году составят 1,86 трлн руб., на соцполитику — 6,4 трлн руб., образование — 1,57 трлн руб., национальную оборону — 13,5 трлн руб.

Общие расходы федбюджета запланированы в 2025 году на уровне 41,46 трлн руб. Следовательно, доля здравоохранения в общих тратах не превысит 4,48%. Это немного больше, чем в текущем году — 4,41%. Но при формировании трехлетнего бюджета в 2023 году предполагалось, что эта доля составит 4,8%, а в 2026-м — 4,7%. В 2023 году она достигала 5,2%.

Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова: «Бюджет на здравоохранение, который складывается из трех источников (средства федерального и региональных бюджетов и ФОМС) в 2025 году увеличивается. В текущих ценах рост на 13%, но за вычетом инфляции он составит 8%. Дополнительные деньги пойдут прежде всего на реализацию федпроекта «Активная и продолжительная жизнь», в том числе на модернизацию инфраструктуры первичного звена здравоохранения, лекарственное обеспечение пациентов с гепатитом C и сахарным диабетом, продолжится финансирование программы по борьбе с онкозаболеваниями. Средства также необходимы для оказания медпомощи гражданам новых регионов, увеличение мощностей в сфере реабилитации и покрытия внутриотраслевой инфляции, которая выше, чем в среднем по стране.

При этом в проекте бюджета не предусмотрены ассигнования на увеличение фонда оплаты труда медработников. Запланирована только индексация зарплат сотрудников федеральных медучреждений в размере 13%, траты на гарантии, регулирующие порядок специальных социальных выплат (ССВ). Этих средств на решение кадрового дефицита и реализацию пилотного проекта новой системы оплаты труда недостаточно».

Бюджет на текущий год формировался из расчета, что повышение общего уровня цен на товары и услуги составит 5,1%. Фактическая инфляция, как следует из пояснительной записки к законопроекту, оценивается в 7,3%. Но в проекте федерального бюджета на 2025 год учтен уровень инфляции в 4,5%.

Профессор кафедры управления и экономики здравоохранения департамента политики и управления факультета социальных наук НИУ ВШЭ Василий Власов: «Сокращение расходов на здравоохранение не должно нас удивлять — фактически расходы в этой сфере в течение последних шести лет и так не растут, а только перераспределяются среди разных программ и направлений. При этом наблюдающийся в последние годы большой рост расходов на оборону и безопасность не оставлял надежд, что социальная сфера, в том числе образование и здравоохранение, сохранят финансирование. Отметим, что инфляция в России сильно недооценена, и в постоянных ценах снижение расходов уже наблюдается, просто со следующего года оно будет еще больше. У системы здравоохранения есть запас прочности, и она достаточно гибкая, чтобы приспособиться к этим изменениям. Тем не менее не следует ожидать реализации больших планов по улучшению лекарственного обеспечения, развитию онкологической помощи. Это та перспектива, которая откладывается, к сожалению, надолго вперед».

Расходы федерального бюджета на госпрограмму «Развитие здравоохранения», млрд руб.

/

Источник: ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов», проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов».

Финансирование медпомощи по программе ОМС из средств ФОМС, трлн рублей

/

Источник: ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов», проект ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов».

Распределение средств национального проекта «Продолжительная и активная жизнь»

/

Источник: проект ФЗ «Щ федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов».

Новые нацпроекты

В бюджете на 2025 год впервые представлены детали финансирования новых национальных проектов. Основной для здравоохранения нацпроект (НП) — «Продолжительная и активная жизнь». В него вошли часть федеральных проектов (ФП) из прежнего нацпроекта «Здравоохранение», а также добавлены новые. Несколько ФП завершаются в 2024 году.

Несмотря на смену названий новых НП, суть некоторых из них схожа с предыдущими. Например, в 2024 году заканчивается проект по детскому здравоохранению, а с 2025 года в рамках нацпроекта «Поддержка семьи» стартует ФП «Охрана материнства и детства», который предполагает расширение сети женских консультаций, детских поликлиник и больниц.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович: «Пока сложно оценивать общие цифры, так как кроме федеральных средств есть еще бюджет ФОМС и региональные бюджеты. С учетом всех источников, думаю, будет около 8 трлн руб. Это беспрецедентный объем финансирования.

Бросается в глаза значительный рост расходов на фонд «Круг добра»: в 2025 году — 90 млрд, далее 112 млрд и 122 млрд руб. Существенно выросли расходы на программу «Развитие здравоохранения» относительно того, что планировалось еще три года назад — с учетом субвенций с 1,2 трлн до 1,8 трлн руб.

В федеральном проекте «Продолжительная и активная жизнь» несколько уменьшены расходы на инфраструктурные проекты, а также на «Санитарный щит». Вероятно, из-за того, что в предыдущие годы основные материальные фонды по этим направлениям были обновлены. Есть некоторое снижение расходов на обеспечение неонатального скрининга, которое может быть связано с тем, что снижается рождаемость.

Расходы на «Информационные технологии» уменьшаются относительно 2024 года, но выше ранее запланированных, видимо, просто потому что многое уже сделано. Выросли суммы на реабилитацию. На мой взгляд, проект бюджета ориентирован на расширение социальных обязательств».

Заканчивается ФП по созданию единого цифрового контура, стартует «Национальная цифровая платформа», которая, как говорится в пояснительной записке, обеспечит «переход на безбумажный медицинский документооборот», в том числе с использованием сервисов с применением технологий искусственного интеллекта.

Совершенно новый федпроект — «Борьба с гепатитом С и минимизация рисков распространения данного заболевания». Правительство анонсировало его в 2024 году, из федерального бюджета планируется выделять ежегодно по 4,5 млрд руб. на закупку противовирусных препаратов прямого действия.

Для реализации НП «Продолжительная и активная жизнь» зарезервировано 53 млрд руб. В пояснительной записке уточняется, что средства пойдут на «продолжение реализации и финансирование федеральных проектов по борьбе с сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми, онкологическими и инфекционными заболеваниями, включая гепатит C, развитие сети национальных исследовательских центров, строительство, ремонт и оснащение объектов здравоохранения».

Профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ, главный научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич: «Можно ли было что-то сократить другое, чтобы сохранить уровень расходов на здравоохранение и образование? Если посмотреть на динамику расходов на национальную экономику, видно, что оборона и безопасность — единственный реальный резерв сокращения в несоциальном секторе. Чтобы увеличить финансирование на здравоохранение, оборону и безопасность надо «резать». Других вариантов нет».

Сколько будет денег

Финансирование основной для отрасли госпрограммы «Развитие здравоохранения» увеличится в 2025 году на 15%, до 1,5 трлн руб. Из них на нацпроект «Продолжительная и активная жизнь» запланировано 369,8 млрд руб., на НП «Новые технологии сбережения здоровья» — 4,8 млрд руб. Сюда входит система отбора и поддержки прикладных медицинских исследований

МВ