Леонид Рошаль сожалеет, что от системы здравоохранения, внедренной Николаем Семашко, в России почти ничего не осталось. Глава Нацмедпалаты обозначил круг вопросов, которые требуют решения.

Президент Национальной медицинской палаты (НМП) Леонид Рошаль накануне III Национального конгресса «Национальное здравоохранение от Н.А. Семашко до наших дней» выступил с критикой повестки мероприятия. Его заявление передала «МВ» пресс-служба организации.

Мероприятие проводится фондом «Росконгресс» 28-29 октября при поддержке Минздрава в год 150-летия со дня рождения наркома здравоохранения СССР Николая Семашко. В повестке: борьба с ожирением, онко— и сердечно-сосудистыми заболеваниями, здоровьесбережение населения и т.д. Открывать конгресс планирует министр здравоохранения Михаил Мурашко.

Глава НМП считает важным ответить на вопрос: насколько Россия сохранила наследие Н.А. Семашко – основные принципы организации здравоохранения, заложенные им.

«Я работал в советской системе здравоохранения не один десяток лет, поездил по миру и утверждаю, что лучшей системы, чем советская, еще никто не придумал, – подчеркнул Рошаль. – Характерным для советского здравоохранения было удобство бесплатной медицинской помощи для пациента и работа под лозунгом «Врач к пациенту». Была выстроена четкая система оказания медпомощи, начиная с фельдшерского пункта, сельского врачебного участка, центральной районной больницы и т.д. За короткий исторический период была в основном решена кадровая проблема благодаря открытию сестринских училищ и высших учебных медицинских учреждений. Обучение было бесплатным. При поступлении оценивались только знания абитуриентов».

По мнению главы НМП, мир, в том числе Россия, оказались не готовы к крупным эпидемиям, к появлению проблем с обслуживанием больных на дому, сокращению объемов бесплатной медицинской помощи. Как будет решен в российском здравоохранении кадровый вопрос, не известно, отметил он.

«Сегодня можно сделать вывод, что от системы Семашко почти ничего не осталось, и это печально! Нужно говорить и о недофинансировании здравоохранения, и о роли профессионального сообщества, в частности некоммерческих врачебных и сестринских объединений, и о саморегулирования профессиональной деятельности, и об опасности введения обязательного исполнения клинических рекомендаций, которые нам предложены. Когда будет отменено принятое и непродуманное на законодательном уровне положение об обязательном исполнении клинических рекомендаций, которые не могут быть одинаковыми в учреждениях разного уровня, с разным кадровым составом и материально-техническим обеспечением, на основании которых медицинских работников недобросовестные юристы привлекают к уголовной ответственности. Ни в одной стране мира клинические рекомендации не являются обязательными, и за их неисполнение врачей не судят. Обязательными, с нашей точки зрения, являются протоколы, разработанные для конкретных учреждений разного уровня, основанные на клинических рекомендациях», – заявил Рошаль.

Кроме того, считает он, необходимо говорить о юридической защите и страховании профессиональной ответственности медработников. А также об устранении разницы в их зарплатах в зависимости от места проживания, что порождает кадровый дефицит в регионах, о пересмотре формальной системы периодической аккредитации в систему действительной профессиональной ответственности за допуск к медицинской деятельности, об уничтожении фальшивых фирм, продающих документы о повышении квалификации. Ставить нужно вопрос и о том, когда заработает в стране разработанная Нацмедпалатой лучшая в мире система независимой профессиональной медицинской экспертизы, основанная на обезличивании рассматриваемых документов и экстерриториальности рассмотрения материалов дел, считает Рошаль.

«Именно обо всем этом я бы поговорил в пышном Кремлевском дворце, фактически на Съезде врачей России. Одновременно хотелось бы, наконец, услышать, как и когда будет решена кадровая проблема в стране, без перевода медицинских работников в батраков путем реализации новой программы отправления недоученных ординаторов на практическую работу в регионы, что опасно и для населения, и для самих ординаторов. И где конкретная новая программа обучения на первом году ординатуры для подготовки к полусамостоятельной работе в практическом здравоохранении с юридической ответственностью как врачей-стажеров, так и наставников. И когда, и как студенты будут доучиваться. Но ничего этого в опубликованной программе конгресса я не нашел. Наверное, плохо искал, – пишет глава НМП. – А уроки COVID-19 и тысячи погибших мы уже забыли и полностью без аврала готовы встретить любую новую инфекцию? Или будем вымучивать 12 (?!) временных рекомендаций? У нас есть о чем посоветоваться с нашим активом медицинских работников. Но это, вероятно, в следующий раз».

В конце обращения Рошаль задается вопросом: что мы потеряли, уйдя от системы Семашко, и что требуется для исправления ситуации.



MB