За ввоз патогенных биологических агентов в РФ введут уголовную ответственность
Госдума в третьем, окончательном чтении приняла проект федерального закона о введении уголовной ответственности за ввоз патогенных биологических агентов (ПБА) в Россию. На данный момент такой вид ответственности предусмотрен за контрабанду ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и вооружения. С утверждением документа за провоз вирусов, токсинов, биоагентов, полученных в результате различных генетических манипуляций и биосинтеза, будет грозить наказание до 12 лет лишения свободы.
Законопроект разработала группа депутатов, в том числе глава Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев. Инициатива подготовлена для приведения редакции статей 261 и 248 УК РФ, устанавливающих ответственность за контрабанду и нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими агентами, в соответствие с Федеральным законом № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года. Этим ФЗ было введено понятие «патогенные биологические агенты» – в качестве основного элемента отношений, связанных с обеспечением биологической безопасности в России.
Авторы инициативы указали в пояснительной записке, что в «Основах государственной политики РФ» в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года отмечены возможные противоправные действия с ПБА, в том числе диверсии или террористические акты на объектах, где расположены источники биологической опасности.
К числу ПБА относят микроорганизмы, вирусы, белковоподобные инфекционные частицы (прионы), яды биологического происхождения (токсины) и иные биологические агенты, в том числе созданные в ходе генетических манипуляций и применения технологий синтетической биологии. Таким образом, ПБА не являются химическими или отравляющими веществами, поэтому не подпадают под действующие статьи УК РФ, и за их ввоз в страну не предусмотрена уголовная ответственность. Этот пробел в законодательстве депутаты предложили устранить.
В проекте ФЗ парламентарии также указали, что перечень ПБА, подпадающих под статьи УК, необходимо утвердить Правительству РФ. Соответствующим пунктом предлагают дополнить статью 261 УК РФ, согласно которой наказание за провоз ПБА в Россию будет составлять до 12 лет лишения свободы.
Как считают авторы инициативы, в статью 248 УК РФ также следует внести ряд изменений, так как термин «опасные микробиологические либо другие биологические агенты или токсины» не тождественен законодательному определению ПБА, а термин «микробиологические либо другие биологические агенты» ни в биологии, ни медицине не употребляется, и его легальное судебное толкование в постановлениях пленума Верховного суда РФ отсутствует.
«В связи с этим до принятия Федерального закона «О биологической безопасности в Российской Федерации» для применения статьи 248 УК РФ требовалось обращение к упомянутым выше санитарным нормам и правилам, в которых адаптирован использованный в законодательстве о биологической безопасности Российской Федерации термин «патогенные биологические агенты», причем в соответствии с классификацией патогенности по СанПиН к предмету преступления по этой статье должны относиться только микроорганизмы I и II групп патогенности. Предлагаемая законопроектом корректировка предмета преступления в наименовании и части первой статьи 248 УК РФ позволит более четко определить содержание уголовно-правовой нормы и провести отличие от нарушения правил обращения с иными, непатогенными микроорганизмами (например, пестицидами)», – отмечается в пояснительной записке.
Статью 248 УК РФ предложено дополнить частью третьей, которая предусматривает более строгое наказание в виде лишения свободы за нарушение правил безопасности при обращении с ПБА, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. В случае принятия документа деяния по указанной статье будут наказываться принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.
В сентябре 2024 года Минздрав России внес изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при использовании возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III-IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах. Количество факторов риска выросло с трех до четырех.
Система обеспечения законодательной деятельности