Какие законы готовит Госдума для защищенности и повышения благосостояния медицинских работников, хватит ли денег в бюджете страны на здравоохранение, что поможет улучшить качество оказания медпомощи населению, в интервью «МВ» рассказал заместитель главы профильного комитета Бадма Башанкаев.

Про Госдуму

– Какие новости у Комитета по охране здоровья. Что-то изменилось в думской политике в этой сфере, непосредственно в вашей работе?

– Задачи у комитета и у меня лично прежние. Продолжаем методичную работу для пациентов и врачей. При этом есть важные дополнения. На декабрьском съезде «Единой России» я вошел в Генеральный совет партии. Горд безмерно доверием, понимаю увеличившуюся степень ответственности.

Многое из задач Народной программы уже были под парламентским контролем. Добавились новые, в том числе в области здравоохранения, требуется реализация новых нацпроектов. На их решении я и сосредоточусь. Для меня сейчас время действовать. Быть первым заместителем председателя от «Единой России» в составе комитета – это большая работа с обязательствами: партийными, думскими и профессиональными.

Что предстоит? В первую очередь обеспечить комплексную медицинскую реабилитацию для участников СВО. А еще расширение сети женских консультаций в сельской местности, поселках городского типа и малых городах, модернизация и переоснащение перинатальных центров, расширение сети НМИЦ для повышения доступности медпомощи с применением передовых технологий диагностики и лечения, а также обучение навыкам оказания первой помощи как можно большего числа граждан страны. Эти навыки нужны всем: знать, как спасти жизнь ближнему до приезда скорой помощи, должен каждый.

Продолжу парламентский контроль над проектами по сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям, сахарному диабету. Все также буду заниматься вопросами детского здравоохранения. Это приоритеты, которые определяют цели в повышении продолжительности жизни. Именно они – ключики к достижению средней продолжительность жизни в 78 лет. Качественной и деятельной жизни, а не паспортного возраста. В дальнейшем это поможет выйти на уровень «80 » лет.

Будем заниматься разработкой критериев оценки качества образования, формированием национального рейтинга организаций среднего профессионального и высшего образования. Есть среди задач и создание к 2030 году цифровых платформ во всех ключевых отраслях экономики, в том числе в здравоохранении. Внимательно следим за внедрением искусственного интеллекта в медицине, который поможет врачу и медсестре высвободить время для общения с пациентом глаза в глаза, а не уткнувшись в монитор компьютера. Работы много.

– Принят бюджет на 2025-2027 годы. Как вы оцениваете расходы на здравоохранение – денег хватит?

– Задача, которую решал Комитет по охране здоровья в ходе формирования проекта бюджета отрасли, была сложнейшей. На это есть серьезные объективные причины: экономические санкции в отношении России, расходы на ведение СВО, необходимость поддерживать новые регионы. Надо было учесть многое при разработке главного финансового документа страны.

Благодаря в том числе нашим поправкам параметры бюджета на здравоохранение в 2025 году увеличены до 1,86 трлн руб. Все социальные обязательства государства перед медработниками и планы развития отрасли будут выполнены. Среди них переоснащение перинатальных центров, обновление системы оказания экстренной помощи, новая организация работы приемных отделений стационаров, продолжение федеральных проектов по борьбе с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

– Какие важные решения в сфере здравоохранения удалось принять парламенту в этом году?

– Мы стремимся к тому, чтобы наши законодательные инициативы расширяли возможности граждан. Чтобы медпомощь была своевременной и качественной, лекарства – эффективными, доступными и безопасными. Назову некоторые решения и начну с лекарств.

Гармонизировано законодательство с Евразийским экономическим союзом. Это позволит в том числе расширить доступ россиян к современным лекарствам и обеспечить безопасность в этой области.

Приняты законы для предотвращения риска дефектуры лекарств и разрешающие продавать медикаменты участковым больницам. Проходит эксперимент по дистанционной торговле рецептурными препаратами. Кроме того, в работе комитета инициатива о передвижных аптечных пунктах.

О специалистах. Мы добились, чтобы стимулирующую выплату получал медработник, который первым выявил онкологическую проблему у пациента (раньше механизм таких выплат был сложнее). Приняли закон о специалистах с иным образованием – он уравнивает психологов, эрготерапевтов и логопедов в правах с медиками при комплексной реабилитации пациентов.

Ординаторы могут теперь работать как врачи-стажеры под руководством наставников. Это внесет вклад в решение кадрового вопроса.

Что касается самих наставников, то в марте вступит в силу закон, определяющий их статус, оплату труда и другие важные моменты.

И самая свежая для всей системы здравоохранения новость: принят законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс. Действие ст. 238 не должно распространяться на случаи оказания медработниками медицинской помощи. Мы устранили правовую коллизию, которая приводила к абсолютной необъективности в сфере оказания медпомощи. Врачи оказывают помощь, а не услугу! Но если врач не прав, он будет нести ответственность по нормам «медицинских» уголовных статей.

Теперь о новеллах в области первой и скорой помощи. Вступил в силу закон о первой помощи: образовательные организации обязаны создать условия для ее оказания, а ребенок может заниматься физкультурой, только если имеет допуск врача.

Скорая помощь, чтобы спасти жизнь пациенту, может действовать без его информированного добровольного согласия.

Не могу не сказать о важнейшем законе для граждан новых регионов, благодаря ему их система здравоохранения интегрируется в общероссийскую.

Про итоги 2024 года

– Как вы оцениваете положение в российском здравоохранении в 2024 году?

– Обращения от граждан на эту тему поступают и на адрес комитета, и мне лично. В 2021 году в период пандемии COVID-19 жалоб было ощутимо больше.

А папка с дельными жалобами, как я уже сказал, с каждым годом становится меньше. Например, обращений, связанных с лекарствами, в этом году минимальное количество.

Полной статистикой о жалобах на качество оказания медпомощи располагает Росздравнадзор. Но и здесь свои сложности: выезды и проверки медучреждений он должен согласовывать с прокуратурой. Три из четырех запланированных проверок прокуратурой снимаются. Я все-таки дал бы надзорному ведомству тут больше свободы.

– Как складывается ситуация с дефицитом медработников?

– В прошлом году был зафиксирован кадровый прирост. Впервые мы в плюсе именно в секторе госмедицины. В этом году прирост составил свыше 7 тыс. медработников.

Факторов много: Минздрав занялся проблемой очень плотно, мы со своей стороны стараемся сделать максимум возможного. Вижу, что регионы начали и выплаты увеличивать, и создавать поощряющие программы для медиков.

Но вопрос не только в деньгах. До сих пор много бюрократических сложностей. Например, мы прорабатываем инициативу возвращения в профессию тех, кто когда-то из нее ушел, а сейчас хочет вернуться. Однако заново получать аккредитацию специалиста сложно и долго. Поэтому думаем над внедрением для таких медработников ускоренных вариантов профессиональной переподготовки или отдельной укороченной процедуры восстановления в профессии.

Есть и такая проблема: врачи-пенсионеры, чтобы им пересчитали пенсию, должны уйти на эту самую пенсию на полгода, потом вернуться. Зачем это все? Это занимает время, человек снова выпадает из медицинской практики. Все должно делаться «автоматом», удобно и просто.

И конечно, большое значение мы придаем популяризации образа врача – из бюджета планируется выделение средств для социальной рекламы. Сегодня СМИ (соцсети особенно) интересуются в основном скандальными историями, где врачам отводится очень неприглядная роль. При этом десятки тысяч медиков в стране каждый день спасают здоровье и жизнь с

МВ