Из общего бюджета нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» до 2030 года в размере 2,053 трлн рублей (без учета резерва в 218 млрд рублей) более 75%, или 1,427 трлн рублей, уйдет на два федпроекта – «Модернизация первичного звена здравоохранения» и «Борьба с онкологическими заболеваниями». Это следует из паспорта нацпроекта, который появился в открытом доступе в марте 2025 года. Также документ гласит, что из 2 трлн рублей наибольшую часть предоставит федеральный бюджет – 1,8 трлн рублей, более 110 млрд рублей уйдет из бюджета ФФОМС и порядка 130 млрд рублей – сегмент региональных трат.

Паспорт нацпроекта появился в середине-конце марта в тематических разделах сразу нескольких региональных органов в сфере охраны здоровья – он был опубликован вместе с региональными версиями паспортов. Правительство и Минздрав РФ пока документ официально не презентовали, хотя на сайте Правительства России уже сформирован тематический раздел.

С опубликованной и актуальной на март 2025 года версией паспорта можно ознакомиться по ссылке. Практика реализации нацпроекта «Здравоохранение» в 2019–2024 годах показала, что показатели и содержание паспорта Минздрав РФ систематически обновляет, приводя значения бюджета и целевых показателей к более актуальным.

Бюджет проекта

Как и анонсировали ранее в Минздраве, в паспорт включены 11 федеральных проектов с общим бюджетом до 2030 года в 2,053 млрд рублей. Нераспределенный резерв оценен в 218 млрд рублей. В 2025 году, указано в документе, бюджет нацпроекта составляет 364,4 млрд рублей, из которых 328,8 млрд рублей – часть федбюджета.

Наиболее ресурсоемким в 2025–2030 годах оказался федпроект по борьбе с онкозаболеваниями. Предполагается, что в систему ОМС из федбюджета будет ежегодно уходить, как и ранее, по 140 млрд рублей, таким образом общая сумма достигнет 840 млрд рублей. Более 715,8 млрд рублей – бюджет федпроекта «Модернизация первичного звена здравоохранения». Стартовавший в 2022 году проект в основном будет финансироваться из федбюджета – из этого источника в регионы отправится 587 млрд рублей, еще 128,8 млрд рублей закладываются как обязательства субъектов РФ.

На третьем месте по размеру бюджета с показателем 121,6 млрд рублей расположился проект по борьбе с гепатитом С, однако его большая сумма, свыше 90,5 млрд рублей – расчетная часть ежегодного бюджета ФФОМС, из федбюджета планируется выделить 27 млрд рублей. Также из бюджета ФФОМС профинансируется создание национальной платформы «Здоровье» – распределение этого источника и федбюджета составило 20,4 млрд и 35 млрд рублей соответственно.

Более 50 млрд рублей из федерального бюджета также уйдет на уже традиционные проекты по медицинской реабилитации (94,6 млрд рублей, из них 18,3 млрд рублей в 2025-м), борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями (68,3 млрд рублей, 11,6 млрд в 2025-м), борьбе с сахарным диабетом (57,3 млрд рублей, по 9,5 млрд рублей ежегодно).

Из ранее озвученных данных Минздрава следовало, что на федпроект по развитию сети НМИЦ уйдет более 156 млрд рублей, однако эта сумма в паспорте сократилась до 42,7 млрд рублей. Также в презентациях ведомства версии конца 2024 года бюджет нового проекта по совершенствованию службы скорой помощи был определен в размере 106,8 млрд рублей, в паспорте же фигурирует цифра 49,1 млрд рублей.

По-прежнему малозатратными являются два проекта – «Здоровье для каждого» и «Медицинские кадры» – с совокупными расходами 7,4 млрд рублей на 6 лет.

Целевые показатели

Всего в паспорте отражено 24 общероссийских показателей, которые предстоит выполнять ежегодно. Стоит отметить, что в утвержденных региональных паспортах федпроектов показатели детализируются. Так, по федпроекту «Борьба с онкозаболеваниями», согласно федеральному паспорту, ожидается достижение 67% доли пациентов, живущих 5 и более лет с момента постановки диагноза. В региональных же проектах дополнительными задачами являются: снижение одногодичной летальности онкобольных; увеличение доли людей, прошедших обследование по диспансерному наблюдению после окончания лечения; а также рост доли выявленных на первой стадии ЗНО.

Кроме роста общей ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) населения до 78 лет к 2030 году, отдельно будет мониторироваться рост ОПЖ при рождении, сельского населения, продолжительность здоровой жизни и сокращение разницы между ОПЖ городских и сельских жителей.

По пять показателей определены для проектов по борьбе с гепатитом С и модернизации «первички». В первом случае речь в основном о росте скрининга на наличие вируса и увеличение охвата лекобеспечением, во втором сделаны акценты на увеличении роли передвижных медицинских комплексов, дистанционном мониторинге здоровья, более активном диспансерном наблюдении прикрепленных граждан, а также на росте удовлетворенности пациентами медпомощью.

К 2030 году, ожидается, на 26,7% увеличится доля пациентов, прошедших медицинскую реабилитацию, на 57% – тех, кто получил высокотехнологичную медпомощь (проект по развитию федеральных центров), на 80% – пациентов с неинфекционными заболеваниями, которым доступен проактивный мониторинг состояния здоровья (платформа «Здоровье»).

С 42 до 43,46 врачей на 10 тысяч населения должна увеличиться обеспеченность медработниками из организаций, оказывающих медпомощь по ОМС («Медицинские кадры»).



Vademecum