Татьяна Семенова призвала врачей не бояться ИИ-помощников
Подведомственные Минздраву вузы начали предлагать специалистам программы повышения квалификации и профессиональной подготовки, связанные с использованием технологий искусственного интеллекта в здравоохранении. Не менее половины из них внедрены в региональных медуниверситетах.
Российские университеты активно внедряют в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) программы повышения квалификации и профессиональной подготовки в области разработки и применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в здравоохранении. Циклы по этим тематикам уже разработаны в 18 подведомственных Минздраву вузах, еще в семи ведется работа над этим, сообщила заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова на XIII международном конгрессе «Оргздрав-2025», передает корреспондент «МВ».
В числе вузов, уже реализующих программы ДПО по данной тематике: Сеченовский университет, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Башкирский, Иркутский, Красноярский, Оренбургский, Сибирский и Смоленский госмедуниверситеты, СПГМУ им. И.П. Павлова, Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) и четыре федеральных центра — НМИЦ им. Н.Н. Блохина, НМИЦ им. Н.Н. Петрова, НМИЦ им. А.Н. Рыжих и НМИЦ им. А.Н. Бакулева. Из 36 учебных программ свыше половины (25) — это повышение квалификации.
«То есть сегодня у нас есть не только базовая подготовка, в основном в пределах специальности «Медицинская кибернетика» с присвоением квалификации «врач-медицинский кибернетик», но и профессиональная переподготовка и курсы по повышению квалификации для широкого спектра врачей разных специальностей, дающих возможность использовать технологии искусственного интеллекта непосредственно в пределах своей специальности», — пояснила Семенова.
Еще 11 организаций реализуют иные инициативы в области изучения ИИ, в том числе создание тематических кафедр и учебных центров, организацию научных конференций и форумов, а также внедрение планов по публикационной активности по ИИ в рамках научно-исследовательских инициатив.
В образование искусственный интеллект будет внедряться с теми же безумными скоростями, с которыми он внедряется во все сферы нашей жизни. Этого не нужно бояться, потому что основная цель цифровых технологий — разгрузить врача от рутинной работы. Яркий пример того, как это уже сделано, — программы по расшифровке речи, позволяющие сэкономить время на заполнении медицинской документации, отметила Семенова.
«Однозначно есть определенные риски использования искусственного интеллекта в медицинском образовании. В частности, говорят о том, не уничтожит ли искусственный интеллект клиническое мышление у врача, у медицинского работника? Мое мнение: нет, человека в ближайшем и обозримом будущем все равно никто заменить не сможет. Это будут помощники, которые помогут избавить врача от рутины, чтобы он мог больше времени заниматься профильным трудом», — подчеркнула она.
В процессе создания в подведомственных организациях Минздрава находится больше 200 решений на базе ИИ. В TOP3 нозологий – онкология, терапия, акушерство/гинекология, рассказал 6 февраля на IX Всероссийской научно-практической конференции по ИИ в здравоохранении и системам поддержки принятия врачебных решений (СППВР) ИТМ ИИ заместитель министра здравоохранения Вадим Ваньков. Больше половины создаваемых ИИ-решений нацелены на помощь врачам на этапе диагностики. Потенциально с помощью медицинских изделий с ИИ возможно будет решать свыше 100 потенциальных клинических задач.
МВ