Законопроект о принудительных отработках выпускников медицинских вузов и колледжей собрал несколько десятков отрицательных отзывов. В основном пользователи пишут, что карательные меры в виде штрафов скорее всего спровоцируют снижение числа желающих поступать в профильные образовательные учреждения, падение престижа профессии и новый виток кадрового дефицита в государственной системе здравоохранения.

Разработанный Минздравом законопроект об обязательных отработках выпускников медицинских вузов и колледжей в основном получает негативные отзывы. На портале нормативно-правовой информации, где авторизованные пользователи могут оставлять комментарии, их уже почти 70, при этом положительных и нейтральных только несколько. Кроме того, документ, публичное обсуждение которого заканчивается 17 июля, получил больше 2,4 тыс. «дизлайков» и только десять «лайков».

В разделе «Обсуждение» участникам предлагается оценить, какое влияние на социально-экономическое развитие субъектов может оказать предлагаемое регулирование. Большинство критически настроенных комментаторов ссылается на то, что такая мера решения кадрового дефицита неконституционна и станет демотивирующим фактором для талантливых абитуриентов, которые будут реже стремиться поступать в медицинские вузы. Таким образом, рано или поздно это приведет к последующему уменьшению числа врачебных и сестринских кадров в системе государственной медицины, то есть еще больше обострит кадровый дефицит.

Закон не решает проблему неравенства между регионами: более бедные субъекты не смогут предложить привлекательные условия для молодых специалистов — даже если туда «принудительно» направят выпускников, они после отработки сразу уедут. Молодые врачи рано или поздно все равно будут уходить в частный сектор, уезжать из регионов, а кто может — за границу. В случае введения распределения может вырасти финансовая нагрузка на субъекты, которым придется обеспечивать врачей жильем и надбавками, отмечают комментаторы.

«Предлагаемое регулирование не окажет ничего, кроме вреда. Вместо того чтобы решать реальные проблемы нехватки врачей в отдаленных и сельских регионах, Минздрав предлагает очередной репрессивный механизм, разрушающий мотивацию молодых специалистов идти в профессию. Штрафы в три раза от стоимости обучения — это не стимул, а банальное запугивание и экономическое давление на самых уязвимых членов системы здравоохранения. Вместо развития карьерных перспектив студентов и ординаторов фактически заставляют «откупаться», если они не хотят работать в условиях, которые даже опытные врачи считают неприемлемыми», — пишет один из прокомментировавших законопроект Денис Федотов.

С учетом шести лет обучения в медвузе и трех лет последующей обязательной отработки женщины-специалисты начнут задумываться о создании семьи только к 30 годам. Это отрицательно повлияет на демографическую ситуацию в данной конкретной социальной группе и затронет несколько десятков тысяч молодых людей репродуктивного возраста. Такая позиция идет вразрез с госполитикой, нацеленной на улучшение демографической ситуации, отмечается в комментариях.

Пользователь Дмитрий Веселов прогнозирует, что принятие такого закона вызовет снижение привлекательности медицинского образования и рост коррупционной составляющей. «Молодежь будет менее охотно поступать в медвузы, зная о принудительной отработке и рисках крупных штрафов. Уменьшится приток мотивированных абитуриентов, особенно из числа сильных учеников, которые не хотят быть «привязанными» к малоинтересным регионам или специальностям. Возможен рост числа фиктивных «платников»: семьи будут искать способы поступления на платное отделение, чтобы избежать отработки. Рост взяточничества за перевод на платное отделение или за «правильное» распределение. Отсюда рост коррупции и злоупотреблений», — считает он.

При том что количество желающих стать врачами сократится, среди них увеличится процент студентов из состоятельных семей, у которых нет никакого желания ехать на работу в регионы. Пользователи также отмечают, что молодые специалисты неизбежно станут относиться к отработке как к отбыванию наказания. Такой подход изначально не способствует профессиональному развитию и росту качества медицинской помощи. «Нельзя насильно заставить лечить. Это призвание! Врач, отучившийся шесть, а то и восемь лет, не должен отбывать три года повинность за гроши. Создайте условия, достойную оплату, и не придется заставлять отрабатывать. Это будет честно», — пишет Наталья Бузина.

Некоторые комментаторы обращают внимание на сложности организации обязательной трехлетней практики наставничества — в удаленных организациях может не быть специалистов, которые захотят исполнять эту роль. «Требование обязательного трехлетнего наставничества для всех вновь аккредитованных медиков потребует от ЛПУ выделения ресурсов (время опытных врачей/провизоров, возможно, снижение общей пропускной способности, администрирование программы) без ясного механизма компенсации этих затрат из бюджетов субъектов. Это может привести к перегрузке персонала и ухудшению доступности помощи», — полагает Артем Овчинников.

Среди экономических последствий: сокращение частного сектора и ухудшение качества и доступности медуслуг. В частности, запрет на работу в клиниках вне системы ОМС для выпускников на три года затормозит развитие частной медицины в регионах, особенно в городах-миллионниках, где на эти услуги есть спрос. В итоге очереди в госучреждения вырастут, а население лишится альтернатив, что вызовет рост социальной напряженности. Сокращение частного медицинского сектора уменьшит налоговые отчисления в региональные бюджеты.

Ранее ресурс Ordinatura.org опубликовал видеоинструкцию, как оставить отзыв о законопроекте. «У нас не так много способов влиять на государство. Мы можем либо грустно сказать, что ничего не получится, либо делать хоть что-то. Оценивать и комментировать законопроекты — это быстрый и безопасный способ донести свою позиция. Мы предлагаем им воспользоваться, а не сидеть сложа руки», — призвали авторы.

Минздрав 20 июня опубликовал третий по счету законопроект об обязательной отработке выпускников профильных колледжей и вузов. Поправки вводят трехлетний период наставничества, а по факту форму отработки для всех получивших мед— или фармобразование. Такая отработка формально не обязательна, но без нее выпускнику скорее всего ограничат возможность прохождения аккредитации, без которой он не сможет работать по специальности. Обучающиеся, поступившие на «чистый» бюджет, должны будут заключить целевой договор — иначе будут отчислены.

Член Совета по правам человека при Президенте РФ Ольга Демичева назвала планы Минздрава по распределению выпускников профильных вузов и колледжей нарушением прав человека. По ее словам, нужно оставить только бюджетную форму обучения, а со всеми абитуриентами подписывать соглашение о распределении. При этом отработка не должна распространяться на тех, кто поступал 5-6 лет назад, так как они не подписывались на распределение, отметила Демичева.



МВ