Трудный выбор: помогут ли принудительные отработки повысить привлекательность профессии врача
В России планируют ввести обязательную отработку для окончивших медицинские вузы и колледжи за бюджетный счет. Отказавшихся будут штрафовать.
Минздрав предложил обязать выпускников медицинских вузов и колледжей отрабатывать в государственном здравоохранении в течение трех лет. Отказавшихся обяжут выплачивать штрафы в трехкратном размере от фактических затрат на обучение. «МВ» попросил экспертов оценить, как эти новеллы помогут улучшить кадровую ситуацию в отрасли.
Что предлагают в Минздраве
В начале февраля ведомство представило на общественное обсуждение законопроект об обязательной отработке после вуза или колледжа. В соответствии с ним завершившие обучение по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования за счет федерального, регионального либо местного бюджета в течение года должны трудоустроиться в организацию, которая оказывает помощь по ОМС, и отработать в ней в соответствии с полученной квалификацией по специальности не меньше трех лет. Предполагается, что эта норма вступит в силу уже с 1 января 2026 года.
Перечень специальностей и направлений подготовки, по которым устанавливаются обязательства по отработке, порядок и правила мониторинга трудоустройства, а также механизм исчисления сроков и длительность трудовой деятельности, определит правительство. В случае отказа или при досрочном расторжении трудового договора в одностороннем порядке молодой специалист должен будет выплатить штраф в трехкратном размере от суммы расходов на его обучение. Если ориентироваться на коммерческие расценки нестоличных вузов, это 4–4,5 млн руб.
Как подчеркивают в ведомстве, предлагаемая к внедрению система обязательной отработки отличается от советской модели распределения, которая подразумевала принудительное распределение в конкретную медорганизацию в определенный субъект страны и не давала выпускнику возможности выбора. В то же время предполагается, что система целевой подготовки, когда молодой специалист закрепляется за конкретным регионом или медицинской организацией, также продолжит действовать.
Какая цель?
Прежде всего закрыть кадровую проблему в дефицитных специальностях и удаленных регионах, а также в сельской местности. Дело в том, что сейчас распределение врачей по уровням медорганизаций и субъектов очень неравномерное. Наибольшие проблемы с кадрами у сельских и центральных районных больниц, где дефицит врачей может достигать 50% штатного расписания, а часть вакансий заполняется за счет совместителей.
По данным Минздрава, в государственных клиниках не хватает 29 тыс. врачей и 63 тыс. средних медицинских работников. В прошлом году министр здравоохранения Михаил Мурашко попросил на решение кадровой проблемы четыре-шесть лет.
В конце мая представлена новая версия законопроекта, в которой выпускников-медиков хотят не допускать к работе без трех лет стажа в госклиниках, а в случае отказа обязать выплачивать штраф в размере трехкратном стоимости обучения. Документ к концу обсуждения собрал десятки негативных отзывов от студентов и практикующих врачей, писал «МВ».
По данным из пояснительной записки к законопроекту следует, что от работы в госмедучреждениях после выпуска ежегодно уклоняются примерно 35% окончивших медицинские вузы и до 40% выпускников со средним профессиональным образованием. Иногда абитуриенты поступают на первый курс по целевому договору, заведомо зная, что не будут исполнять обязательства по трудоустройству, и планируя вернуть деньги, затраченные на их обучение, без процентов и без привязки к уровню инфляции. То есть фактически пользуются беспроцентной рассрочкой от государства.
Выступая на Петербургском экономическом форуме в июне, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко подчеркнул, что обязательная трехлетняя отработка в госмедучреждениях нужна выпускникам и бюджетных, и платных отделений. Она необходима не только государству, но и прежде всего самим молодым специалистам, чтобы набраться опыта.
Ректор Тверского государственного медуниверситета Александр Сонис вообще предложил убрать из законопроекта «послабления» для выпускников в виде возможности выбора региона отработки, так как это будет препятствовать решению задачи по обеспечению системы здравоохранения квалифицированными кадрами. «Отдав этот пункт на выбор выпускников, мы можем создать еще более неравные условия между клиниками, где не хватает отдельных специалистов, и отдаленными амбулаториями, где не укомплектовано 50% штата», — заявил он. Кроме того, на его взгляд, нужно также перекрыть возможности для уклонения от отработки, например, отчисление на последних курсах с последующим восстановлением на внебюджетном отделении (в предложенном Минздравом законопроекте о платниках пока речи нет. — Прим. ред.)
Глава Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов в комментарии «МВ» заявил, что готов поддержать законопроект и не исключил внесения дополнительных поправок об ужесточении условий расторжения целевых договоров для ликвидации лазеек, позволяющих студентам расторгать целевой договор с минимальными для них финансовыми потерями. При этом он подчеркнул, что срок отработки может быть уменьшен для регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера, а для ряда специальностей, не востребованных в частном секторе, вообще отменен.
Не забыть про овраги
Большинство опрошенных «МВ» представителей мединдустрии заявили, что сами работали по распределению после окончания обучения и ничего страшного в этом нет. В то же время они призывают не забывать про поддержку молодых специалистов.
«Рассматриваемый законопроект важный и своевременный. Эффективно было бы связать его реализацию с существующими программами и проектами по поддержке молодых медработников, например, «Земский доктор» и «Земский фельдшер». В этом случае специалист будет уверен, что его обеспечат жильем в той местности, где будет отрабатывать», — считает сооснователь Академии безопасности в медицине, основатель консалтинговой компании «Авангард Лекс», член Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Екатерина Попова.
По ее словам, кадровую проблему невозможно решить только принудительным мерами без каких-то преференций и выгод для выпускников, если речь идет не о городах-миллионниках. Нельзя забывать и о технических моментах, например, оперативно отражать на информационном портале Минздрава вакантные места, в том числе в отдаленных поселениях и городах.
«Государство делает правильный шаг, пытаясь удержать врачей, получивших образование за бюджетные средства, в системе ОМС. Программы отработки существуют во многих других наукоемких отраслях. С учетом того, что молодой специалист сможет выбрать для работы не только государственные медучреждения, но и частные клиники, участвующие в программе госгарантий, это не станет барьером для их карьерного и научно-практического роста», — считает гендиректор Группы компаний «Единое здравоохранение», член Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения, врач общей практики Денис Вурдов.
Логика в возвращении к так называемому обязательному распределению есть, но тогда такую же систему надо распространить и на другие дефицитные профессии, чтобы не нарушался принцип социальной справедливости, считает основатель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. По ее словам, самое главное — проконтролировать, чтобы регионы обеспечивали будущим врачам и медсестрам комфортные условия для работы и соцподдержку, а не пользовались тем, что выпускнику некуда деться.
«Нужны не только санкции, но и соответствующие стимулы. Почему сегодня выпускники, скажем, из Чувашии или Мордовии едут в Москву или в Санкт-Петербург на работу? Потому что в этих регионах, как и во многих других, оплата труда ниже столичного минимум в два раза. В обязательной отработке есть логика, но эта логика должна сопровождаться справедливыми условиями для всех», — уверена Улумбекова. В противном случае есть риск снижения числа желающих поступать в медицинские вузы и колледжи.
Эту позицию разделяет сопредседатель Межрегионального профсоюза работн
МВ