Сегодня, почувствовав недуг, мы каждый раз скрепя сердце решаем для себя, куда обратиться за помощью — к участковому в родной поликлинике или в частную клинику со стильными вывесками и весомыми ценами. И пока не осознаем, каким благом является сама возможность такого выбора. Между тем дни этой вольницы сочтены: со вступлением России в ВТО приватизация нашего здравоохранения стала неизбежной.
.
Напомним, что 22 августа Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации, подписав так называемое Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). А раз так, должна теперь открыть для иностранных компаний рынки своего социального сектора: образования, здравоохранения, транспорта, ЖКХ, культуры и т.д.

Эксперт аналитического центра «ВТО-Информ» Александра Ждановская считает, что соблюдение ГАТС ведет к коммерциализации общественных благ и разрушению модели социального государства. Ведь когда на российский рынок выйдут иностранные медицинские страховые компании, они будут стремиться перевести всю нашу медицину на систему частного медицинского страхования. И ресурсов, которыми они располагают, для этого вполне достаточно. Тогда наша медицина неизбежно разделится на «плохую» (для бедных) и «хорошую» (для богатых).

Правда, и богатым не станет от этого спокойнее: весь мировой опыт приватизации медицины показывает, что в частных больницах и страховых компаниях предпочитают иметь в качестве клиентов молодых, хорошо зарабатывающих, здоровых и бездетных лиц мужского пола. И уж никак не старых и больных, особенно если их достаток невелик. Так что не случайно австрийский социолог Кристиан Фелбер, который изучает проблематику ВТО с момента ее зарождения, утверждает, что, по данным всех достоверных исследований, частная, ориентированная на прибыль медицина существенно дороже и гораздо худшего качества, чем государственная. И лишь расходы на рекламу и управление там намного выше, чем в общественном секторе.

С ним согласен и наш Леонид Рошаль, по оценкам которого частная медицина подходит для 15% богатого населения страны. Не менее категоричен в оценках и директор профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Кузьменко, который уверен, что в условиях платной медицины большая часть населения России не сможет обеспечить себя необходимым лечением, качество медицины будет падать, вырастет число болезней и уровень смертности. Да и чего ждать нам с вами, если в самих США, этом флагмане ВТО, каждый шестой житель в XXI веке не имеет медицинской страховки?

Хотя для нас с вами нагляднее участь Танзании, где в результате аналогичных реформ вся медицина стала платной, а число пациентов упало на 53% — и отнюдь не по причине чудесного оздоровления нации…

Как связаны между собой ВТО, Всемирный банк и здравоохранение России?

Правительство России взяло у Всемирного банка кредит: 30 млн долларов на реструктуризацию системы здравоохранения и еще 150 млн долларов — на борьбу с ВИЧ и туберкулезом. Не секрет, что ВТО и ВБ тесно сотрудничают. Банк готовит общественные сферы для того, чтобы выставить их на международный рынок, проводит приватизацию и требует введения платы за общественные блага — образование, здравоохранение, ЖКХ, водоснабжение. А ВТО — один из инструментов, который позволяет ему проводить эту политику в жизнь.

Ибо в рамках ВТО государство не может защитить свои общественные блага — ведь согласно ГАСТ, исключения возможны лишь в тех сферах, где нет коммерческих отношений и нет конкуренции. Но где они, такие бесконкурентные сферы, если конкуренция есть везде? В образовании есть частные школы, в медицине — частная стоматология…

Поэтому стоит стране-новичку, исполняя взятые обязательства, открыть внутренний рынок общественных благ, как его же частные учреждения (те же вузы и клиники) начинают требовать государственных субсидий — у них теперь есть такое право. А потом приходят иностранные компании и говорят: ваши государственные и частные учреждения в сфере общественных благ получают субсидии, а это — нарушение конкуренции, потому что мы по условиям ГАТС ВТО должны иметь равные права. Так что будьте любезны предоставить эти ваши субсидии и нам тоже! В результате государственный бюджет выделяет на общественные блага все меньше и меньше денег, и они фактически становятся частными.

Что будет с ценами на лекарства?

Не все знают, что зарубежные лекарства занимают 70% отечественного рынка, то есть наш фармрынок импортозависим. Поэтому вступление России в ВТО неизбежно отразится на ценовой политике в этом сегменте. Как именно?

В Минэкономразвития уверены, что цены на лекарства теперь будут снижаться. Но их бы устами мед пить… Директор аналитической компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов считает, что снижение таможенных пошлин будет нивелировано увеличением маржи со стороны оптового и розничного звена — пока-то цены, по которым импортные компании продают свои лекарства в России, значительно ниже, чем в США и Европе. А продукция российских фармацевтических компаний подорожает однозначно: большинству из них предстоит перевооружить свое производство, чтобы перейти на мировые стандарты качества производства, GMP. Это удовольствие дорогое, требующее от компаний больших инвестиций. Как они вернут их? Конечно, переложив затраты на стоимость каждой упаковки своих препаратов. Наконец, благодаря стандартам GMP с прилавков аптек исчезнут дженерики, аналоги запатентованных лекарств, которые на порядок дешевле брендов. Вывод: в долгосрочной перспективе вступление России в ВТО повлечет за собой серьезный рост стоимости лекарств.

Кто и как защитит от жуликов?

Сумеют ли политики защитить отечественную медицину и фармрынок от иностранного нашествия — большой вопрос. Пока же у нас на слуху все больше «страшилок» о платных клиниках. Мою приятельницу, стоматолога частной клиники, руководство обязывает выполнять «план» при лечении зубов. Как? Очень просто: «лечить» пациентам здоровые зубы! Другая моя подруга, проходя во время беременности УЗИ в платной гинекологии, получила страшный диагноз, который чудесным образом испарился через несколько дней при повторном УЗИ в государственной клинике.

Сотрудники аптек открыто говорят, что они не заказывают дешевые лекарства. Ту же несчастную полынь аптеке куда выгоднее продать в дорогой импортной упаковке…

Кто защитит нас от подобных профанаций? Кто защитит от жульничества? В нормативах ВТО нет об этом ни слова. Понятно, что дело со вступлением в ВТО сделано и поздно рвать волосы на голове. Но, может, еще законодателям, правительству и медицинскому сообществу есть резон подумать, как смягчить последствия наступающего «благоденствия» для подавляющей части населения России?
 
Источник: АМИ