Аптечный рынок Курска
Численность населения Курской области по данным Росстата на 01.01.2012 составляла 1,122 млн. человек – это 0,8% от общей численности населения РФ и 2,9% населения ЦФО. По данным Росстата, уровень средней заработной платы в регионе в первом квартале 2012г. составил 17852,2 руб. (604,14 долл.), что на 37% ниже среднего показателя по России (24407,3 руб.).
Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, объем аптечного рынка Курска за первые три месяца 2012г. в натуральном выражении практически не изменился (+0,1%) и был равен 3,648 млн. упаковок. В денежном эквиваленте объем продаж увеличился на 25% в рублях и на 21% — в долларах, и составил 295,889 млн. рублей (9,850 млн. долл.) в оптовых ценах. На долю регионального рынка в стоимостном выражении приходилось 0,3% российского аптечного рынка. Средняя стоимость препарата в аптеках города выросла в сравнении с прошлым годом и составила 3,40 долл. (годом ранее – 2,86 долл.). Средние расходы населения на покупку лекарств составили 29,30 долл.
В рейтинг ведущих производителей по итогам первого квартала 2012 г. в Курске сменился лидер (табл.1). Возглавлявший его ранее PHARMSTANDART сократил продажи на 14% и опустился на 5 строчку. При этом на позицию вверх, на места с 1 по 4 включительно, поднялись компании SANOFI-AVENTIS (+21%), MENARINI (+11%), NYCOMED (+8%) и SERVIER (+14%). Повысили свои рейтинги также GEDEON RICHTER (+18%), BAYER (+27%) и BOEHRINGER ING (+53%), которые заняли 7, 8 и 10 позиции соответственно. При этом последний стал единственным новым представителем Топ-10. Компании KRKA (+36%) и STADA (+18%) сохранили за собой шестую и девятую строчки. Суммарная доля десяти лидирующих производителей сократилась с 39,1% до 36,2%.
Рейтинг ведущих торговых наименований обновился более значительно – в его состав вошли пять новых представителей (табл.2). Два из них, ELAPRASE и NALBUPHINE, заняли первые две строчки, потеснив CONCOR (+22%) на позицию вниз. Отметим, что лидер прошлого года ARBIDOL сократил продажи наполовину и опустился на 5 место. Шестую, восьмую и девятую строчки заняли впервые вошедшие в рейтинг MIRAPEX (продажи выросли в 19 раз), CARDIOMAGNYL (+14%) и MEXIDOL (+19%). При этом на одну строчку вниз, на 7 и 10 места, сместились ACTOVEGIN (+13%) и LINEX (+2%). Препарату ESSENTIALE N (+22%) удалось остаться на 4 позиции.
В рейтинге ведущих МНН и группировочных наименований два участника сохранили за собой занятые ранее позиции (табл.3). Это МНН BISOPROLOL (+25%) и PANCREATIN (+24%), занимающие 2 и 5 строчки. Шесть представителей Топ-10 улучшили свое положение, в том числе и три «новичка». Это МНН NALBUPHINE, IDURSULFASE и METFORMIN, поднявшиеся на 1, 3 и 9 места соответственно. С 10 позиции на 4 переместился XYLOMETAZOLINE (+65%), а с 8 на 6 – PHOSPHOLIPIDS (+26%). На один пункт вверх, на 8 место, поднялся NIMESULIDE (+30%). Наименования, имевшие невысокую – ENALAPRIL (+16%), и отрицательную – AMBROXOL (-23%), динамику продаж опустились на 7 и 10 строчки.
В рейтинге АТС-групп появился один новый представитель – благодаря 18ти-процентному росту продаж на девятое место переместились A11 Витамины (табл. 4). Опережающими темпами развивались рынки у лидера ренин-ангиотензиновую систему и R01 Назальные препараты (по +37% у обеих), которые поднялись на 2 и 7 строчки соответственно. На одну N02 Анальгетики (+28%), а также у групп C09 Препараты, влияющие на позицию вверх, на 4 и 8 места, переместились также M01 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+21%) и N06 Психоаналептики (+20%). При этом первая потеснила на строчку вниз, на пятую позицию, менее динамичные A10 Препараты для лечения сахарного диабета (+7%). Более низкое место заняли также R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (-19%), продажи которых заметно сократились. Группе J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+8%) удалось сохранить третью позицию несмотря на отставание темпов роста и сокращение долевого присутствия. Суммарная доля десяти ведущих групп на рынке региона также сократилась, с 42,5% до 38,9%.
Заключение. Динамика аптечного рынка Курска (в денежном выражении) по итогам первых трех месяцев 2012г. была позитивной (+22% в рублях и +19% — в долларах), при этом объем рынка достиг 372,391 млн. руб. (12,397 млн. долл.). В натуральном выражении объем рынка практически не изменился (+0,1%) и был равен 3,648 млн. упаковок. Средняя стоимость упаковки ГЛС в аптеках города выросла относительно прошлого года (3,40 долл. против 2,86 долл.), но была ниже, чем в среднем по стране (3,77 долл.). Несколько ниже оказались и средние расходы жителей региона на покупку ГЛС в аптеках (29,30 долл. против 29,32 долл.).
Источник: АМИ