С жалобами на неправомерное взимание платы на лекарства во время лечения в государственной клинике по полису ОМС петербуржцы обращаются не чаще 1 раза в день. В сравнении с периодом 5-6-летней давности эту ситуацию с лекарствами в больнице сегодня называют благополучной. Хотя это, скорее, мнимое благополучие, нежели настоящее.
.
 
Врач имеет право на качественное лечение пациента
Как утверждает Людмила Косткина, председатель комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного собрания, сегодня больницы имеют все лекарства для обеспечения лечебного процесса: «Да, в стационарном лечении используются наверняка не суперэффективные, не суперсовременные и не супердорогие препараты. И это естественно, потому что бюджет ограничен. Но они есть».

Начальник отдела по работе с гражданами Терфонда ОМС Геннадий Лопатенков объясняет, что если вам или вашему родственнику в больнице предлагают «поучаствовать в лечении деньгами», то есть купить какое-то лекарство или изделие медицинского назначения, то врачом движет несколько причин:

1.  Врач знает, что есть эффективная альтернатива лекарству/изделию медицинского назначения, закупленному в больнице, и хочет быстрее и качественнее вылечить пациента.
2. Врач знает, что у больницы есть финансовые сложности и закуплен дешевый малоэффективный препарат, поэтому он советует использовать для лечения другое лекарственное средство.
3. Врач сотрудничает с компанией, торгующей лекарством/изделием медицинского назначения и рекомендует именно его в расчете на соответствующий заработок.

– С первыми двумя вы можете соглашаться или не соглашаться: врач имеет право лечить пациента более качественно, чем это предполагают имеющиеся в клинике возможности. — говорит Геннадий Лопатенков. — В третьем случае или при подозрении на то, что врач заинтересован в продаже какого-либо средства, следует обращаться в свою страховую компанию или в контрольные органы.

Любой каприз — за свои деньги
Сегодня больше жалоб не на недостаток лекарственного обеспечения в больницах, а на то, что пациентам самим приходится покупать изделия медицинского назначения, например, эндопротезы или металлоконструкции, используемые после травмы.

Как отмечает заместитель председателя комитета по здравоохранению Владимир Жолобов, жалоб на отсутствие лекарств и приобретение их за собственный счет в комитет практически не поступает. А вот на то, что приходится покупать металлоконструкции, жалуются часто и требуют возвращения денег.
(Как пожаловаться на некачественную медицинскую помощь, можно узнать здесь)

Почему пациенты отказываются, например, от эндопротезов отечественного производства, несмотря на то, что они сертифицированы, прошли клинические испытания и по основным характеристикам вполне пригодны для лечения? Потому что человек, который может, хоть и большим трудом, найти деньги на импортное медицинское изделие, сделает все, чтобы ему установили именно его: как известно, качество жизни дороже денег. А закупать те же швейцарские эндопротезы государственные больницы вряд ли когда-нибудь будут — дорого.

– Получается так, что после установки пациенту приобретенного им эндопротеза, он обращается в комитет с требованием вернуть ему потраченные деньги, — рассказывает заместитель председателя комитета по здравоохранению Владимир Жолобов. — Чаще всего это невозможно. Потому что он подписывает согласие на отказ от использования медицинского изделия, предложенного больницей. А нам сообщает, что его подписать отказ вынудили. Да, такое возможно. Но что можно сделать, если по документам законодательство соблюдено? Пациенты требуют от нас проведения практически следственных действий — очных ставок. Мы их не проводим. Для этого есть суд.  

И это происходит практически во всех медицинских учреждениях. По словам Владимира Жолобова, только на три петербургские клиники в этом году не поступало жалоб на неправомерное взимание средств — Городские больницы №15, 46 (для блокадников), Госпиталь ветеранов войн.

За экономию на пациентах больницу наказывают рублем
– Если исходить из статистики, то 200 жалоб в 2011 году, из которых 40% признаны обоснованными, представляют вполне благополучную картину, — считает Геннадий Лопатенков. — Но самом деле это не так, потому что с жалобами обращаются далеко не все.

Недавно заведено уголовное дело на травматолога больницы имени Святого Георгия, который принуждал граждан, нуждающихся в срочной операции по замене тазобедренного сустава, к приобретению эндопротезов в сторонней организации, которую этот врач и рекомендовал. Но на него в Терфонд ОМС пожаловались всего 4 пациента.

Поэтому чиновники комитета по здравоохранению и фонда ОМС призывают петербуржцев отстаивать свои права. В случае, если пришлось оплатить какие-либо препараты или конструкции без объективных причин, сохраняйте чеки и договоры и обращайтесь с ними в свою страховую компанию.  


По закону, страховая компания не имеет права возвращать деньги пациенту, которые он потратил на лечение. Ее задача — в судебном порядке, а часто в досудебном — обеспечить возврат денег медицинским учреждением, если в ходе экспертизы установлено нарушение действующего законодательства. Потому что если она обязана была предоставить пациенту какое-то лекарство или приспособление, но возложила эту затрату на пациента, это называется безосновательным сбережением собственных средств. В 2011 году петербуржцам вернули в общей сложности 1,5 млн рублей.
 
Источник: Доктор Питер