Российский рынок лекарственных средств на растительной основе
В продолжение главной темы этого номера мы предприняли анализ состояния российского рынка растительных лекарственных средств. Согласно данным исследовательской компании IMS Health, в 2005-2009 гг. рынок характеризовался высокими темпами роста и в натуральном, и в денежном выражении. Однако в 2010 г. рост продаж в стоимостном эквиваленте замедлился (+4,0% по сравнению с 2009 г.), а в натуральном и вовсе оказался отрицательным (-4,9%). По итогам 2010 г. объем реализации растительных ЛС составил 282 млн. упаковок на сумму 19,3 млрд. руб. в розничных ценах.
Лекарственные средства на растительной основе, равно как и БАДы, представляют незначительный сегмент российского фармацевтического рынка, более того, на протяжении последних лет доля этих препаратов в натуральных объемах снижалась: если в 2005 г. она составляла 6,6%, то в 2010 г. — 5,2%. В денежном выражении этот показатель остался почти без изменений (3,4%).
В структуре продаж рынка растительных препаратов есть интересная особенность. По объему реализации в натуральных единицах лидируют средства российского производства (более 60%). В денежном эквиваленте лидерами продаж являются препараты из Германии, российские лекарства находятся на втором месте, на третьем — индийские ЛС, доля которых значительно выросла в последнее время.
Всего на российском рынке растительных ЛС представлено более 40 фармацевтических групп. В таблице 1 приведены наиболее востребованные из них. Передовую позицию занимает группа отхаркивающих средств, доля которой в рублевом эквиваленте в 2010 г. составила 17,0%. Однако в упаковках объем продаж препаратов данной группы сократился. Суммарная доля десятки ведущих фармацевтических групп — 69,1% в натуральном и 75,1% в денежном выражении.
Десятку ведущих производителей растительных препаратов возглавляет немецкая компания Bionorica (табл. 2), продукция которой в 2010 г. успешно реализовывалась на российском рынке. При этом наибольший рост в денежном эквиваленте продемонстрировала компания Sanofi-Aventis (+36,2%), а максимально упали продажи у компании Beaufour Ipsen (-10,4% по сравнению с 2009 г.). Важно отметить, что среди лидеров продаж в денежном выражении нет ни одной российской компании.
Суммарная доля десятки ведущих производителей составила 22,4% в упаковках и 55,5% в рублях, что говорит о весьма высокой концентрации этого рынка.
Среди ведущих торговых наименований на российском рынке растительных препаратов (табл. 3) лидирует Простамол уно (Menarini). В Топ-10 вошли Мукалтин и Аллохол, производимые несколькими отечественными компаниями. Наибольший прирост продаж в денежном выражении (не считая Мукалтина) продемонстрировал Пиносол (Sanofi-Aventis), а в натуральном — Канефрон Н (Bionorica).
Суммарная доля десятки ведущих торговых наименований в рублевом эквиваленте выросла на 2,8 п.п., составив 40,4%. В упаковках их доля сократилась до 28,8%.
Источник: АМИ